Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

«Такое ощущение, что это 1990-е upgrade»

Руководство торговой сети «Добрыня» видит в действиях судебных приставов коммерческий подтекст

Поделиться

Руководство сети супермаркетов «Добрыня» 16 сентября прокомментировало свой отчаянный жест — открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину, на который ритейлеры решились после активных действий по изъятию продукции и материальных ценностей судебными приставами.

Коммерческий директор сети «Добрыня» Виктория Брессем заявила, что публично обратиться к главе государства их вынудила ситуация, сложившаяся на минувшей неделе.

«В пятницу (12 сентября — ред.) вечером был выслан некий «десант» из судебных приставов, которые подкреплялись, по нашим данным, сотрудниками некой транспортной компании», — заявила топ-менеджер.

Виктория Брессем обратила внимание, что все свои действия судебные приставы проводили «в досудебном порядке», так как «никакого решения суда пока не было» — первое заседание, на котором будет обсуждаться сумма долга, состоится 30 сентября.

С указанной Пермским хладокомбинатом «Созвездие» (кредитор) суммой долга в 22 млн руб. руководство «Добрыни» не согласно. Сами ритейлеры считают, что их долг равен 14 млн руб.

Виктория Брессем, коммерческий директор торговой сети «Добрыня»:

— Мы пытались договориться. Ещё до обращения в суд между нашими компаниями (хладокомбинат «Созвездие» и ЗАО «Добрыня» — ред.) было подписано допсоглашение, в котором содержался график погашения задолженностей. Несмотря на это, они обращаются в суд с требованием внесения обеспечительных мер. После этого в течение определённого времени они не выходят на связь, хотя мы пытаемся предложить им разные варианты в части погашения долга.

Если бы было выполнено всё, что мы предлагали в досудебном порядке, уже половина долга была бы выплачена. На это компания «Созвездие» не пошла.

Я готова предоставить и электронную переписку, и физическую переписку с датами. Я лично проводила переговоры с «Созвездием». Всё это есть, задокументировано. Им отправлялись письма и предложения. Обратной связи нет.

На сегодняшний момент мы понимаем, что «Созвездие» не ставит целью получение долга с ЗАО «Добрыня». Мы вынуждены констатировать, что целью всех этих действий является паралич ЗАО «Добрыня».

Изъятие кассовых аппаратов, кассовых документов никоим образом не может повлиять на погашение долга, но может повлиять на паралич деятельности компании. Выход с вооружёнными людьми в магазины, где работают, в основном, женщины, не может повлиять на погашение долга и эффективность деятельности компании.

Кроме того, Виктория Брессем напомнила историю взаимоотношений  ритейлеров с владельцем хладокомбината — компанией «Комос групп». 

Виктория Брессем:

— Данная ситуация очень похожа на практику, которую компания «Комос групп» применяла в Ижевске в своё время. Там была довольно крупная сеть «Айкай» — 75 магазинов. В начале 2013 года компания «Комос» и аффилированная ей сеть «Вкусный мир» (тогда у них была маленькая «сеточка» — порядка 10 магазинов) заявили о расширении до 80 магазинов. Простая арифметика позволяет посчитать, что им не хватало ровно сети «Айкай».

Дальнейшие действия — наращивание кредиторки. «Комос» нарастила свои объёмы до 30% в доле поставок сети «Айкай». Учитывая специфику деятельности и разнородность ассортимента, который поставляет «Комос», видимо, были предприняты все усилия, чтобы не было возможности погашения долга в срок. 

По факту они обращаются за взысканием всей суммы долга в «Айкай», который находит деньги, гасит долг. Но становится в дискомфортную ситуацию и не имеет возможности продолжать деятельность. Параллельно собственникам помещений, в которых находятся магазины сети, поступают предложения о смене арендатора.

На текущий момент на месте магазинов сети «Айкай» функционируют магазины «Вкусный мир».

То же самое произошло с ещё одной маленькой сетью в Ижевске из 10 магазинов — сеть «Столичная».

Как всё произошло с нами? «Комос» работала в таком ключе, чтобы максимально расширить спектр поставляемой продукции, в том числе в нашу сеть. Порядка полутора лет назад они заявляли, что заинтересованы в инвестировании в нашу сеть. Были массированные поставки. Мы точно знаем (и у нас есть информация от других поставщиков), что, со своей стороны, «Комос» блокировала поставки в нашу сеть от каких-либо других поставщиков, кроме компании «Созвездие».

На вопрос, как же сформировалась задолженность перед «Созвездием» Виктория Брессем отвечает, что ни одна сеть не работает по предоплате, и «существуют определённые условия по отсрочке товара»: «И можете быть уверены, что, если поставщик заинтересован в создании задолженности, он сделает всё, чтобы вы ничего не заподозрили».

Директор по персоналу сети «Добрыня» Виктория Буторина добавляет, что 22 млн руб. — не «жизнеопределяющая» сумма, и напоминает, что и с этой суммой ритейлеры не согласны.

При этом, отмечает кадровый менеджер, никто не ожидал, что досудебные обеспечительные меры будут иметь такие последствия.

Виктория Буторина, директор по персоналу группы предприятий «Добрыня» :

— Как правило, все проблемы у розничных сетей, у предприятий, имеющих агрессивно действующих кредиторов, начинаются после вынесения судебных решений. Здесь же ситуация получила неординарное развитие. То есть судебного решения, подтверждающего долг, суммы долга и обязанность оплатить этот долг, нет. А в ближайший месяц и не будет. А определение об обеспечительных мерах, которое арбитражный суд выносит без вызова сторон в судебное заседание, есть. 

Как правило, суд, накладывая обеспечительные меры, предпринимает какие-то действия, которые позволяют в случае вынесения решения на эту сумму, долг погасить. Накладывается арест на какие-то денежные средства, может быть заблокирована соответствующая сумма на расчётном счете. Но при этом эти деньги никуда не уходят.

Может быть описано какое-либо имущество. Но это имущество описано, зафиксирована его стоимость, которая может быть зачтена в погашение обязательств. Такая логика существует при нормальной, цивилизованной ситуации, не имеющей никаких подтекстов.

Посещения судебными приставами магазинов розничной сети «Добрыня», по словам руководства компании, сопровождались «вырезанием металлических дверей, вскрытием денежных ящиков в кассах с погрузкой товаров».

Виктория Буторина:

— В магазин заходят совершенно незнакомые люди, сотрудники пытаются им препятствовать. Люди не в форме, без документов просто начинают брать ящики с товаром, выносить их из магазинов, грузить. И в магазине не остаётся даже документов, удостоверяющих, что было изъято. И судебный пристав спокойно на камеру говорит: «Я вам не дам никаких документов».

У нас до сих пор в магазинах проходят инвентаризации, чтобы определить сумму вынесенного товара. Но для этого надо пересчитать абсолютно всё, что осталось в магазинах, сравнить с данными на 11:00 12 сентября.

Изымалась преимущественно нескоропортящаяся продукция — алкоголь, кофе, чай, бакалея, бытовая химия.

«Куда увезено — мы не знаем. В определённых документах была ссылка на то, что продукция вывозится по адресу «ул. Куйбышева, 128». Это адрес хладокомбината «Созвездие», — рассказывают топ-менеджеры.

По предварительным подсчётам, на данный момент из магазинов вынесено продукции и ценностей не менее чем на 10 млн руб.

Виктория Брессем:

— «Комос групп» — ижевская структура, которая в своё время имела непосредственное отношение к верховным исполнительным органам Удмуртии, поэтому прекрасно представлена в Ижевске. Но на текущий момент их позиции ослабли, поскольку сменился президент Удмуртии. Здесь у них есть несколько магазинов — три или четыре. 

Учитывая широту ассортимента, которую они поставляют в регион, они заинтересованы в развитии. Здесь у них Менделеевская птицефабрика, хладокомбинат «Созвездие».

В Перми высок дефицит помещений, где можно открыть адекватный супермаркет. Торговых площадей, под супермаркет площадью 500-600 кв. м не так много. По всей видимости, есть определённая заинтересованность.

На вопрос, почему же не были обжалованы обеспечительные меры суда, Виктория Буторина отвечает: «Обеспечительные меры — это нормальная цивилизованная вещь, и нам даже в голову прийти не могло, что они могут проявляться вот в таких уродливых формах».

«Такое ощущение что это 1990-е upgrade. Только в осовремененном варианте. В 1990-е годы, по крайней мере, всё было понятно — вот это законопослушные люди, а вот это бандиты с битами в руках», — разводят руками топ-менеджеры.

По словам представителей сети, перед тем, как «Созвездие» стало требовать возвращения задолженности, между компаниями не было никакого конфликта, однако весной были «назавершившиеся ничем переговоры об инвестировании либо возможной продаже нашей сети», отмечает Виктория Буторина.

Виктория Брессем добавляет, что «видимо, получив какую-то инсайдерскую информацию, они поняли, привлекательна им сеть или нет», и изменили поведение.

После несостоявшихся переговоров у «Добрыни» начались «проблемы документального характера» с «Созвездием».

Виктория Брессем:

— Мы даже акт сверки с ними подписать не можем. Начиная с марта, мы имели с «Созвездием» очень много проблем документального характера. С марта у них сменились три менежера, которые взаимодействовали с нашей сетью. В итоге создаётся ситуация неразберихи.

Ранее в своём комментарии «Новому компаньону» руководство «Комос групп» заявляло, что просто рассчитывает на то, что владелец "Добрыни" Константин Окунев вернёт хотя бы основную сумму долга, и отнюдь не собирается поглощать эту розничную сеть.

Но топ-менеджмент "Добрыни" какое-либо отношение Окунева к этому делу отрицает.

Виктория Буторина:

— Мы сегодня прочитали что «Комос», оказывается, обращается к Константину Окуневу за возвращением долга. Ну почему не к Папе Римскому? Если должник - ЗАО «Добрыня», а кредитор — ПХК «Созвездие», то почему «Комос групп» обращается к Константину Окуневу? Окунев никакого отношения к ЗАО «Добрыня» не имеет. Это человек участвовал в создании торговой сети. И всё.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться