Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Победителем «Флаэртианы-2014» стал польский фильм о суданской деревне

В Перми подведены итоги XIV Международного фестиваля документального кино

Поделиться
Абу Хараз

Кадр из фильма «Абу Хараз»

Закрытие «Флаэртианы» 28 сентября прошло по-спартански: во временном шатре, выстроенном во дворе киноцентра «Премьер», с маленьким экраном, плохим звуком и вообще без сцены. Ни одно официальное лицо краевого или городского масштаба мероприятие не посетило. Полное впечатление деревенского киноклуба!

Получилось даже как-то концептуально: мэтры документального кино приблизились к своим героям, ведь очень многие фильмы «флаэртианского» направления рассказывают о жизни простых людей из глубинки. Вот и на сей раз главный приз «Большой золотой Нанук» и 250 тыс. руб. получил фильм о грустной судьбе деревни в Северном Судане.

Фильм Мачея Дрыгаса (Польша) «Абу-Хараз» — это «Прощание с Матёрой» XXI века. История суданской деревни, затопленной нильским водохранилищем, — пронзительная метафора умирания традиционного образа жизни, потери корней современным человечеством. Деревня Абу-Хараз живёт размеренным укладом: возделывает рисовые поля и пальмовые плантации, пасёт скот, чтит могилы предков. Из-за строительства плотины приходится переехать в новый, наспех возведённый безликий город в кромешной пустыне. Здесь нет пальмового оазиса, негде пасти скот и даже направление, в котором находится Мекка, найти непросто — нет ориентиров. Могилы предков остались под водой, а сами предки приходят к жителям во сне — вместе с образами покинутой деревни.

Когда речь идёт о полнометражном фильме, содержание которого можно передать одной фразой, очень важно не только о чём этот фильм, но и как он снят. «Абу-Хараз» — эталон суровой красоты. Почти монохромный, выдержанный в желтовато-серых тонах, он состоит из молчаливых, но выразительных сцен пасторальной жизни, а нашествие воды выглядит как вселенская катастрофа.

Неудивительно, что фильм заслужил не только главный приз, но и приз ФИПРЕССИ, который уважающие себя кинорежиссёры ценят чуть ли не больше. Совпадение двух главных призов — событие редкое и многозначительное, подчёркивающее адекватность выбора обоих жюри.

Приз зрительских симпатий тоже подучил самый достойный. Для его вручения случайным образом была выбрана зрительница, пришедшая на церемонию закрытия фестиваля по купленному билету. Президент фестиваля Павел Печёнкин, прежде чем объявить имя лауреата в этой номинации, спросил у девушки по имени Ксения, какой фильм понравился ей лично. «Машти Исмаил», — ответила зрительница. «Это не подстава, честное слово!» — радостно завопил Печёнкин, и выяснилось, что приз зрительских симпатий получил иранский режиссёр Махди Заманпур за фильм «Машти Исмаил». Иранец по-английски говорит только «здравствуйте» и «спасибо», поэтому ему в Перми нашли переводчика с фарси.

«Машти Исмаил» — фильм из разряда «человеческая история»: кинематографисты целый год вели хронику жизни слепого старика, который поселился отдельно от дочери и зятя, чтобы не быть им обузой, и обнаружили в его жизни не только трудности, но и счастье и красоту.

Другие награды «Флаэртианы-2014»:

— приз за открытие новых тем и новых героев «Серебряный Нанук» и премию 75 тыс. руб. получил режиссёр Ор Синай (Израиль) за фильм «Виолетта, жизнь моя»;

— приз за оригинальное художественное решение «Серебряный Нанук» и премию в 75 тыс. руб. получил Томас Бальмес (Франция, председатель жюри «Флаэртианы-2012») за фильм «Счастье».

Специального упоминания жюри международного конкурса удостоены:

— «Особая потребность» (Германия/Италия, режиссёр Карло Зоратти);

— «Машти Исмаил» (Иран, режиссёр Махди Заманпур);

— «Любовь и проектирование» (Болгария, режиссёр Тонислав Христов).

Лучшим российским фильмом стали «Песни скрипача» Владимира Герчикова — фильм о том, как трудно, но необходимо учить детей чувству прекрасного.

Дипломом «За лучшую работу сценариста» награждён Мумин Шакиров за фильм «Холокост — клей для обоев?», а «За лучшую режиссуру» — Светлана Быченко за фильм «Братья и птицы».

Специальное упоминание жюри национального конкурса «Российская «Флаэртиана»:

— «Корыто, лыжи, велосипед» (режиссёр Иван Твердовский) — за сочувственное проникновение в социальную тематику;

— «Непал форева» (режиссёр Алёна Полунина) — за сатирическое раскрытие темы «Человек и политика»;

— «Крестьянская история» (режиссёр Валерий Тимощенко) — за убедительное раскрытие темы драматичной судьбы крестьянства в России.

Согласно статистике билетной службы, за время фестиваля на просмотрах в залах киноцентра «Премьер», на университетских показах, в аудиториях и классах, мастер-классах, лекциях и клубах побывало 10 тыс. зрителей. По словам президента фестиваля Павла Печёнкина, это абсолютный рекорд «Флаэртианы».

Лучшие фильмы фестиваля можно будет увидеть в ближайший уик-энд в киноцентре «Премьер» на программе «Эхо «Флаэртианы».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться