«О, сколько нам открытий чудных…»
В экспозиции художественного салона «Арт-Пермь» на «Пермской ярмарке» — много премьер и новых участников
По традиции, открытие «Арт-Перми» стало первым светским событием после новогодних каникул. По традиции, экспозиция художественного салона вызывает и восторги, и критику. По традиции, «Пермская ярмарка» выдерживает рекордный наплыв посетителей, число которых измеряется десятками тысяч.
Эта феерическая популярность художественной выставки-ярмарки — её главное отличие от многочисленных подобных проектов в других городах. Иногородние художники и искусствоведы хором признают, что в российских городах очереди выстраиваются лишь на «яйца Фаберже», в Перми же зритель охотно идёт на современную живопись и графику. Этому зрителю приходится проделывать серьёзную работу: с тех пор как открылся третий павильон «Пермской ярмарки», двух-трёх часов откровенно мало для того, чтобы обойти все стенды.
Первый и третий павильоны в экспозиции объединены и фактически представляют собой большую анфиладу выставочных пространств. Здесь разместилось профессиональное искусство и большие художественные проекты. Второй павильон отдан народным промыслам: тут и расписные платки, и печатные пряники, и копии старинных карт, и, разумеется, мёд, хотя и не так много, как в прошлые годы.
Вполне ожидаемо, что несколько выставочных проектов приурочены к предстоящему 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Не сговариваясь, Пермское отделение Союза художников России и Пермская государственная художественная галерея собрали картины художников-фронтовиков: Ивана Борисова, Николая Можарского, Александра Репина, Валентина Дудина, ныне здравствующего ветерана Виктора Кузина и многих других.
Эта возможность ещё раз с удовольствием посмотреть блистательные акварели Борисова и Кузина, мощную живопись Репина и других мастеров принесла ещё и настоящее открытие. Конечно, пермяки знают о том, что Анатолий Тумбасов — выдающийся художник. Но посмотреть его работы практически невозможно: основное наследие Тумбасова передано Пермскому краеведческому музею, который, разумеется, не может разместить картины в своей экспозиции. Благодаря «Арт-Перми» значительная часть тумбасовских работ была вынута из запасников, и знатоки, рассматривающие знаменитые миниатюрные пейзажи — масло на картоне — ахают и хватаются за сердце. Это не просто ювелирное владение кистью, но ещё и очень много души, а парадоксальный пейзаж Ныроба, где мощный каменный храм предстаёт крошечным силуэтом среди пейзажа из неба и земли, заставляет вспомнить песню барда Евгения Клячкина: «Помнишь этот город, вписанный в квадратик неба…»
В экспозициях художников-фронтовиков нет военных сюжетов. Иное дело — большая подборка карандашных рисунков легендарного советского мастера Анатолия Яр-Кравченко, сделанных на фронте — буквально на коленке или на крыле самолёта. Профессионалы чуть ли не под лупой рассматривают графические листы, внимательно изучая штрихи, сделанные рукой истинного мастера. Экспозиция работ лауреата Сталинской премии стала доступна «Пермской ярмарке» благодаря тому, что в Перми работают дочь и внучка Яр-Кравченко — художницы Наталья и Елизавета Талавира.
Как ни удивительно, военных сюжетов немало в экспозиции «Лики Родины», состоящей из работ совсем молодых художников, вчерашних выпускников Санкт-Петербургской художественной академии им. И. Репина Александра Новосёлова, Рустама Яхиханова, Вадима Каджаева. Работа Новосёлова «Победа» стала «марочной» картиной выставки — она расположена сразу после входа в главный павильон и буквально сбивает с ног своими размерами и мощью. Пермский художник Максим Титов, который и привлёк коллег к «Арт-Перми», сказал по их поводу: «Теперь я спокоен по поводу судьбы реализма в России».
Сам Максим представил большую экспозицию в стилистике «фирменного» уральского минимализма, лидером которого является учитель Титова, бывший директор Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества (УФРАЖВиЗ) Максим Каёткин. Титов с истинным воодушевлением и чисто художническим восторгом живописует «портреты» задвижек и кранов, а также портреты (уже без кавычек) работающих с ними людей. Лирический портрет «Анна», героиня которого естественным и совершенно не кокетливым жестом поправляет косынку, не отрываясь от станка, стал одной из «икон» «Арт-Перми». Для создания производственного антуража Титов развесил на своём стенде спецухи и разноцветные каски.
Напротив стенда Титова расположился проект его коллег по УФРАЖВиЗ Татьяны Нечеухиной и Максима Нурулина «Дягилев»: личность легендарного импресарио, его друзей, пейзажи Венеции и сцены из спектаклей поданы пермским творческим дуэтом в масштабных, крупных образах и элегантном сдержанном колорите. Портрет Дягилева со слезами в глазах работы Нечеухиной может стать новым каноническим образом великого деятеля. На вернисаже экспозиция была дополнена креативным дефиле, в котором участвовали модели «в возрасте», одетые в костюмы, не только стилизованные под дягилевскую эпоху, но ещё и украшенные принтами с репродукциями картин Нечеухиной и Нурулина.
Кроме юбилея Победы, вдохновение экспозиционеров вызвал и начавшийся в России Год литературы. Пермская галерея похвастала богатой коллекцией книжной графики, которую она показала в проекте под названием «Читайте детям не нотации, а книги». Совершенно особые чувства вызывают авторские подлинники иллюстраций из любимых с детства книг, созданные советскими мастерами Владимиром Конашевичем, Маем Митуричем, Львом Токмаковым, Натаном Альтманом и прекрасными пермскими иллюстраторами Станиславом Ковалёвым и Светланой Можаевой.
Актуальное искусство на «Арт-Перми» представлено в единственном экземпляре, зато каком масштабном! Музей современного искусства PERMM выставил грандиозную работу Сергея Шеховцева «Иллюзия». Объект, изготовленный из поролона, представляет собой уютный диван с ноутбуком и чайной чашкой, который постепенно превращается в болид «Формулы 1» и буквально взлетает в воздух! Очень многозначительная, но в то же время прозрачная аллегория.
По традиции, на выставке много фотографии, но особенно бросается в глаза фотопроект «Территория балета» питерского автора Алексея Кривцова. Выведя балерин в город, предложив им танцевать на фоне расписанных граффити стен и рядом с работающими бульдозерами, художник решил доказать, что территорией балета может стать вся окружающая реальность.
Есть на «Арт-Перми» и зарубежное искусство.
Зарубежная классика представлена нашумевшей подборкой графики Сальвадора Дали, Хуана Миро, Марка Шагала и Анри Матисса, но эта экспозиция, скорее, из разряда разочарований. Представленные работы замечательны, в первую очередь, именами, значащимися на этикетках.
Ещё о разочарованиях: много говорилось о современном российском импрессионизме, представленном работами творческого объединения «Скользящий свет», но экспозиция оказалась очень разнородной, неряшливо поданной и откровенно коммерческой, а заранее разрекламированные картины из пластилина ничем не примечательны, кроме необычного материала.
В материале невозможно перечислить все яркие проекты, показанные на «Пермской ярмарке». Достойны всяческого внимания необычный проект художницы Дианы Воуба и куратора Кати Бочавар «Зимние практики»; прелестная экспозиция Закамского выставочного зала «Музыка кружева и металла»; художественные эмали из Екатеринбурга; большой и очень профессиональный проект молодой пермской группы KUPOL «Внутренняя Пермь»; новая в творчестве Егора Субботина керамика в стиле поп-арт; итальянские художники на стенде галереи Марины Фельдблюм «25'17»; персональная экспозиция мощного скульптора Альфиза Сабирова и очень-очень многое другое.
И, к счастью, прошли те времена, когда критики требовали от «Арт-Перми» некоего художественного единства экспозиции. Ярмарка — это другой жанр.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.