ФАС может запретить создание муниципальных предприятий в сфере ЖКХ и общественного транспорта

Дмитрий Махонин считает, что такие компании вредят конкуренции

Поделиться
Дмитрий Махонин

Дмитрий Махонин
  Ирина Молокотина

Начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России, бывший начальник регионального ведомства Дмитрий Махонин прокомментировал создание муниципальных предприятий в структуре администрации Перми.

По мнению Махонина, муниципальная управляющая компания, открытая в Перми в конце января, может навредить другим участникам этого рынка.

Дмитрий Махонин, начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России:

— Меня можно обвинить в том, что у меня маловато опыта в хозяйственной деятельности, но я скептически отношусь к этому решению, особенно там, где это создание не нужно. Муниципальные предприятия должны существовать там, где это касается вопросов безопасности или обороны. Там, где существует рынок и государство дало компаниям возможность развиваться, муниципальное предприятие получит привилегированное положение. Это ничего хорошего для развития конкуренции не даёт.

Я, будучи работником пермской ФАС, много разбирал дел, связанных с работой муниципальных предприятий. На моей памяти было только один-два примера их эффективной работы.

Махонин уточнил, что большое количество муниципальных предприятий заканчивают свою жизнь банкротством.

Дмитрий Махонин:

— Я не знаю, какие есть аргументы или новшества у людей, которые инициируют создание таких компаний. Может быть, что-то произошло, и мы научились эффективно хозяйствовать в этой сфере? Но что-то мне подсказывает, что я прав в своём скепсисе.

«Есть много механизмов заставить частный бизнес работать эффективно как для себя, так и для окружающих. Мы продвинулись по внесению изменений в законодательстве и работаем над запретом на создание муниципальных предприятий в тех сферах, где их существование не является жизненно необходимым», — добавил Махонин.

Также Дмитрий Махонин скептически отнёсся к планам МУП «Пермгорэлектротранс» получить кредит и участвовать в конкурсах на обеспечение перевозок автобусами.

Дмитрий Махонин:

— Если мы сначала распродаём муниципальные предприятия, приватизируем автопарки, а потом начинаем это возвращать, значит, какое-то из решение неправильное. Кто-то должен за это ответить — либо те, что тогда распродали, либо те, что сейчас возвращают. Но ничего подобного не происходит.

Мне, может быть, не совсем с руки говорить об эффективности работы «Пермгорэлектротранса», но, насколько мне известно, предприятие просит кредит в 250 млн руб. Я прекрасно понимаю, что тариф в Перми на пассажирские перевозки — один из самых низких среди городов-миллионников, но, тем не менее, частные компании обеспечивают перевозку в городе и не требуют таких субсидий, как «Пермгорэлектротранс». В моём понимании, сфера перевозок сейчас не совсем требует создания муниципальных предприятий.

По мнению Махонина, работу общественного транспорта Перми способны обеспечить не более семи компаний.

Дмитрий Махонин:

— Надо больше уделить внимание процессу распределения маршрутов. Ведь на моей памяти — что ни новый начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми, то и новые переделы рынка.

Я согласен, что стихийный рынок никому не нужен, и говорил, что, наверное, стоит подумать о наличии не 500 участников рынка, есть разумные пределы развития конкуренции. Пять-семь юридических лиц, которые отобраны надлежащим образом, — это большее благо на рынке, так как администрации будет проще контролировать процесс, и крупное предприятие будет способно инвестировать в новый транспорт. Это благо и с точки зрения длительности контрактов для окупаемости транспорта. Тогда можно навести порядок в этой отрасли.

Махонин добавил, что мэрии, возможно, необходимо пересмотреть маршруты, так как на многие конкурсы вообще не заявляются перевозчики из-за убыточности работы.

«Если выделяется маршрут и никто не заходит — уважаемый чиновник, а ты дальше что будешь делать? Ты сделай так, чтобы бизнес пришёл. Это позволит на лот заявиться нескольким участникам», — резюмировал Махонин.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться