Виктор Басаргин: Я исповедую другие культурные ценности
На протяжении скандала с карикатурами Василия Слонова на олимпийскую тематику, который длится вторые сутки, все наблюдатели ожидали реакции главы региона, и вот Виктор Басаргин сделал долгожданную запись в своём блоге в «Живом журнале».
Виктор Басаргин,
губернатор Пермского края, (цитируется по записи в блоге basargin.livejournal.com):
- За последние почти двое суток, что был в командировке в
Москве, просматривая новости Пермского края, читал все новые и новые обсуждения
ситуации вокруг так называемого проекта «Welcome! Sochi 2014!» в рамках «Белых
ночей». Шуму эти картинки наделали немало. По их поводу успели высказаться и
организаторы выставки, и краевые министры, и сразу несколько известных в крае
политиков.
Читая комментарии к новостям, интервью и высказываниям, у
меня сложилось впечатление, что интернет-пользователи ждут какой-то реакции и
от губернатора, кто-то даже обещает воспринять ее как лакмусовую бумажку -
консерваторы у нас власти или либералы.
Признаться, я вообще не считал это событие достойным того
внимания, которое ему сейчас выпало, но очень неприятно, что оно стало большой
ложкой дёгтя в тот праздник, каким задумывались «Белые ночи» для пермяков и
гостей города.
В прошлом году фестиваль понравился многим. Почти миллион
гостей побывал в общей сложности на его мероприятиях, социология показала, что
оценки зрителей в основном позитивные. Поэтому было решено продолжать его
проведение, трансформируя и совершенствуя. Я и сейчас такой точки зрения
придерживаюсь, считаю лишь, что на Фестивале должно быть побольше местных
коллективов, чтобы у них была возможность показать свои умения и что-то
перенять у именитых гостей работая буквально на одной сцене.
Одним словом, именно пермяки, своей позицией, убедили
городские и краевые власти провести «Белые ночи» и в этом году. В этой связи
идеология фестиваля этого года закладывалась под празднование 290-летия Перми.
Под эту тему вкладывался городской и региональный бюджет. Мы «на берегу»
договорились с организаторами, что поддерживаем фестиваль для того, чтобы он
достаточно окреп и в дальнейшем мог проводиться в основном за счет спонсорских
вложений. Спонсоры, кстати, уже в этом году вложили значительный объём средств.
Естественно, что скандальная выставка про Сочи никак в
концепцию празднования дня города не вписалась.
Мнения тех, кого эта история не оставила равнодушным,
полярно разделились. Кто-то посмеялся, другие возмутились, увидев в этом
унижение России, символики Олимпийских игр.
Лично мне идея этой выставки категорически не понравилась.
Когда я единственный раз встречался с Маратом
Александровичем Гельманом, он говорил вещи, казалось бы, абсолютно правильные:
что культурная политика строит каркас для политики социально-экономического
развития, о том, что нужно стать проводником культуры в муниципалитеты.
Но если карикатурный чебурашка и другой креатив, что мы
видели, это и есть тот культурный каркас, на котором Пермский край должен
строить свое развитие, то мы стоим на разных позициях.
Я исповедую другие культурные ценности.
Прекрасно понимаю, что есть в современном искусстве
направления, базирующиеся на эпатаже. Для ряда художников смачно плюнуть на
что-то являющееся святыней для части общества это не кощунство, а способ
поднять интерес к своим работам, конвертировать свой талант и умения в
известность и деньги для нового творчества. Что называется бог им судья.
Но зачем было делать такую выставку здесь на Фестивале, где
она явно не в тему? Тем более, что это совсем не тот объект, чтобы притягивать
к нему искусственную известность.
Мало кто знает, что выставка «Welcome! Sochi 2014!»
проходила не только в Москве, Краснодаре, Новосибирске, она год назад уже
побывала в Перми, но её тогда, также как и в других городах, никто не заметил,
кроме тех, кому такое искусство интересно.
Она прошла бы незамеченной и сейчас, если бы не неуместность её месторасположения и летний дефицит новостей, превративший не стоящую внимания выставку в новостной повод, наделавший много шума из ничего.
«Новый компаньон»