«Как в сталинские времена, когда была массовая паранойя, что все окружены врагами»
Общественная палата Пермского края 3 июля обсудила ситуацию с реализацией закона о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.
Председатель комиссии Общественной палаты по развитию институтов гражданского общества Нина Самарина напомнила присутствующим, что в настоящее время предписание от прокуратуры зарегистрироваться в качестве иностранных агентов получили четыре некоммерческих организации: Пермская гражданская палата, Пермский региональный правозащитный центр, молодёжный «Мемориал» и Центр ГРАНИ. По её словам, 1 июля было возбуждено административное дело за неисполнение предписаний в отношении Пермской гражданской палаты, а 5 июля в мировом суде будет рассмотрено дело Центра ГРАНИ.
Самарина напомнила, что «есть два момента, которые являются «камнем преткновения» в реализации закона — статус «иностранного агента» и трактовка политической деятельности.
Нина Самарина, председатель комиссии Общественной палаты Пермского края по развитию институтов гражданского общества:
— Термин «иностранный агент» несёт негативный смысл, как диверсант или шпион. Как со сталинских времен, когда была массовая паранойя, что все окружены врагами. Если бы этот термин был заменён на «организация, получающая финансирование из зарубежных источников», может быть, кто-то и взял на себя исполнение закона. Второй момент — политическая деятельность организаций. Эксперты насчитали 55 направлений политической деятельности в России, вплоть до организаций конференций и форумов, исследовательских работ по экономике и др. Ситуация критическая: вносится раскол в некоммерческий сектор.
В итоге Самарина предложила создать рабочую группу, которая детально разберётся в вопросе и направит свои предложения депутатам Госдумы, чтобы они внесли поправки в федеральный закон об НКО.
Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Павел Миков представил членам Общественной палаты специальный доклад уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, которая одна из первых высказалась в защиту некоммерческих организаций.
Миков отметил, что доклад был направлен губернатору Виктору Басаргину, прокурору Пермского края Александру Белых, уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину.
Эмоционально на выступления докладчиков отреагировал член Общественной палаты, экс-председатель краевого Законодательного собрания Николай Девяткин: Получился пустой разговор! Для чего? Мы не должны обсуждать, правильный закон или неправильный. Мы должны его исполнять. Если хотим внести поправки, то надо их готовить и вносить».
В полемику с Девяткиным вступил Павел Миков, который заявил, что принятый закон является «неправовым», и ущемляет права общественных организаций.
«Как вы имеете право так оценивать закон? Неправовой закон?», — парировал Девяткин.
Но Миков продолжил отстаивать свою позицию, заявив, что «если закон нарушает права, он должен быть признан неправовым».
Свою точку зрения на заседании озвучил директор Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36» Виктор Шмыров.
Виктор Шмыров, директор Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36»:
— «Пермь-36» в Пермском крае, наверное, дольше всех получает помощь из иностранных источников. Я очень тщательно слежу за ситуацией и хотел бы привести некоторую статистику. В Москве семь организаций получили представление зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, в Санкт- Петербурге — три, в Пермском крае — четыре. Во всех остальных городах — одна-две организации. Это наводит на соображение, что закон применяется избирательно. Есть чёткое понимание, что есть какой-то палец, указующий перст, который решает выносить представление или не выносить. Вообще собралась очень почтенная компания и у нас, и в Москве. Даже начинаю испытывать комплекс неполноценности. Такая компания, что за честь можно считать быть в их числе.
Глава регионального отделения «Мемориала» Александр Калих обратил внимание, что прокуратура продемонстрировала неуважительное отношение к Общественной палате, отказавшись принять участие в заседании.
«Особый вопрос - о зарубежном финансировании. Это общемировая, общепонятная практика. Сейчас проходит конкурс на проектирование эспланады — в нём участвуют и наши, и зарубежные проектировщики. Никому в голову не приходит, что мы - особые, и нам не нужно никого. Для меня то, что наши организации получают гранты, означает только то, что они конкурентоспособны, что они выигрывают у сотен других организаций», — отметил Калих.
В итоге члены Общественной палаты приняли решение обратиться к депутатам Госдумы с предложением внести поправки в федеральный закон, чтобы заменить понятие «иностранный агент» и точнее определить понятие «политическая деятельность».