Наш сайт не работает корректно в Вашем браузере.
По возможности обновите его.

Microsoft Internet Explorer
Google Chrome
Firefox

Интернет-газета

newsko



14 августа 2012 г.

Город металлургов и алых парусов

Cимволом Чусового является, наверное, корабль. Он везде: на гербе, в интерьерах местного дворца культуры, в оформлении территории металлургического завода. Более того, в махровые советские времена в Чусовом было построено здание, напоминающее одновременно и парусник, и таверну — там располагался клуб «Алые паруса» детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по горным лыжам. Более контрастные вещи представить себе сложно: горные лыжи, на которых всю жизнь каталась разве что рафинированная элита, и глубоко советский город; Ассоль и металлург; чудесная, непередаваемо прекрасная природа вокруг и в центре всего, как замок Мордера, завод...

Александр Грин, будучи юношей, убежал за романтикой именно сюда. Вернее, бежал дальше, но именно в Чусовом его ссадили с поезда из-за отсутствия билета. Романтики он тут получил «по полной морде», да так, что от отчаяния попросился в солдаты. Однако то, что литературоведы позже назвали «Гринландией», растёт именно отсюда, из синих лесов и чёрной работы — из бриллиантовой мечты вырваться во что бы то ни стало в другую, чистую и прекрасную жизнь.

У него это получилось, и чусовляне это помнят: памятник Грину в полный рост стоит у железной дороги, по шпалам которой он когда-то топал. Памятник установил Леонард Постников, человек, чьё имя здесь уже стало нарицательным. Постников — символ упёртого подвижника, который раздвигает горы руками.

«Натура Грина, мечтателя и труженика, один к одному совпадала с натурой Постникова, влюблённого в жизнь и верившего, что нет дела, которое человеку не по плечу», — пишут журналисты, не вдаваясь в то, что пришлось хлебнуть Леонарду Постникову на этом пути. А испытать ему пришлось многое.

Он приехал сюда, в Чусовой, в середине 1950-х, окончив пединститут. Его назначили директором спортивной школы, которая в то время занимала одно здание с музыкальной и была на одном из последних мест в области. Именно Постников сделал всё, чтобы была построена новая спортивная школа у подножия Арининой горы, с подъёмником и лучшей в стране санной, а позднее и бобслейной трассами длиной более километра.

Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Огонёк» открылась в Чусовом в 1974 году. Тогда подъёмники были огромной редкостью.

«И вся «Пермь великая» нагрянула к нам. Все сборы и соревнования переместились к нам, на «Огонёк», — вспоминают очевидцы. Более того, сюда, в Чусовой, на тренировочные сборы приезжала даже олимпийская сборная страны во главе с прославленным мастером спорта Филатовым — благо, снега в Чусовом всегда было достаточно.

Когда центр строился, его называли «постниковскими Васюками». Масла в огонь подливали и заявления самого Леонарда Дмитриевича о том, что «здесь будут готовиться чемпионы мира». Ложка дёгтя тоже была: ради специализированной школы пришлось закрыть 12 других секций, которые адепты Постникова назвали «затрапезными», и уволить тренеров.

Но дело пошло: первые мастера спорта СССР в бобслее появились именно на чусовской трассе! Самых же громких спортивных достижений Чусовская спортшкола добилась в горных лыжах. Одно время женскую горнолыжную сборную СССР и олимпийскую сборную составляли исключительно чусовлянки во главе с Ольгой Сунгатовой-Постниковой. Создателем этого прорыва был тренер Владислав Постников, сын Леонарда Дмитриевича.

В 1993-м лихо, до поры до времени сидевшее тихо, проснулось: Леонарда Постникова из директоров спортшколы уволили, да так обидно! Не будем вдаваться в подробности, скажем только, что речка Архиповка, протекавшая между спортшколой и тем, что сейчас называется Этнографический парк истории реки Чусовой, стала пограничной чертой.

Парк тоже создал Постников, причём ещё в советские времена под маркой патриотического воспитания. Одной из первых он перевёз к спортшколе старую часовню. Надзирающие органы указали на то, что кресты надо снять. Помог Борис Коноплёв, тогда первый секретарь обкома КПСС: «Ты на этом не останавливайся, продолжай дальше, а то нас неправильно поймут». И Постников не остановился — начал по деревням собирать списанные на дрова кузницы, сельские лавки, бани и церквушки. Сейчас уже воссоздана целая улица конца XIX века, с артефактами на каждом сантиметре.

В 2001 году умер, а по сути, погиб сын Владислав Постников. В 2003‑м в постниковском «граде Китеже» сгорел «Дом Фета», а вместе с ним и Музей фристайла, который создал Леонард Постников. В огне погибли лыжи и костюм Сергея Щуплецова, который в 1995 году в возрасте 25 лет спустя всего полгода после своей триумфальной победы на чемпионате мира разбился во Франции на мотоцикле.

О Щуплецове писали: «Из миража бесплодных ожиданий появлялся герой, обладающий лицом и характером». На склоне он творил невозможное, а вне его был обычным парнем. Казалось бы, он поймал за хвост удачу: женился на француженке, что в 1995 году было всё равно, что на инопланетянке, переехал во Францию, начал побеждать...

«Оглядываясь назад, диву даёшься, какое влияние сумел оказать тихий уральский мальчишка на целый вид спорта и на огромное количество людей, живущих этим спортом. Неудивительно, что он стал настоящей легендой, и фраза «В тебе есть что-то от Щуплецова» воспринимается как величайший комплимент», — писала Елизавета Кожевникова, сама культовая фигура в мире фристайла.

Более всего удивительно, как небольшой Чусовой мог дать столько выдающихся спортсменов. У них есть даже свой Олимпийский чемпион — Михаил Девятьяров, выигравший в 1988 году в Калгари лыжную гонку. В 2006 году серебряным призёром Олимпиады в Турине стал саночник Альберт Демченко. Кроме того, в международных соревнованиях за сборную СССР выступали чусовляне Александр Бельтюков, Владимир Косолапов и Владимир Новиков. А войти в сборную по боксу СССР в советское время было всё равно, что попасть в отряд космонавтов.

Если оставить в стороне тему спорта, то Чусовой вполне можно назвать месторождением великих людей.

Хрестоматиен пример с писателем Виктором Астафьевым, который свой первый рассказ написал в вахтенном журнале местного колбасного завода. Отсюда, из Чусовского района, родом Геннадий Зайцев, командир легендарного антитеррористического подразделения «Альфа». Поэт Юрий Беликов — тоже из этих мест. Это о нём Евгений Евтушенко написал стихи, начинающиеся словами «Часовой поэзии из городка Чусовой, ты живешь с заслуженно поднятой головой...»

Выпускником чусовской школы №7 является Евгений Сапиро, профессор, первый председатель Законодательного собрания Пермской области, экс-министр по делам национальностей РФ, человек, голова которого тоже заслуженно поднята. Когда однажды Сапиро вышел на сцену местного дворца металлургов, чтобы сказать речь, зал встал — таково здесь уважение к этому человеку. Помнят и его отца Саула Сапиро, главного инженера Чусовского металлургического завода, автора повестей и рассказов.

Сейчас Евгений Сапиро — заместитель председателя правления Пермского землячества, председатель конкурсной комиссии по вручению Строгановской премии. Однажды, в 2009 году из семи лауреатов этой премии трое оказались уроженцами Чусового: легендарный директор завода им. Свердлова Борис Изгагин, директор музея «Пермь-36» Виктор Шмыров и спортсменка-саночница Татьяна Иванова. Евгений Сапиро по этому поводу даже написал в местную газету «Чусовской рабочий» письмо, в котором предложил продолжить эстафету чусовских лауреатов Строгановской премии, напомнив, что Леонарду Постникову эта премия была вручена одному из первых ещё в 2006 году.

К слову, газета «Чусовской рабочий» не просто заслуженное СМИ города. В знаменитом фильме «Девчата», который вышел на экраны страны в 1961 году, этой газете, как и бензопиле «Дружба», была сделана ненавязчивая реклама, сейчас именуемая «продакт-плейсмент»: в одном из эпизодов героиня Надежды Румянцевой покупает пачку газет «Чусовской рабочий»: «А к чему это, чтобы он (герой Николая Рыбникова — ред.) всем улыбался».

«Чусовской рабочий» и сейчас оповещает читателей о текущих событиях города, иногда в стиле «идей великого чучхе». Вот, например, как было рассказано о грядущей реконструкции местного градообразующего предприятия: «Ведь Чусовской металлургический завод — это сердце нашего города; вырви сердце — и организм погибнет».

Что правда, то правда: металлургический завод является и сердцем Чусового, и мозгом, и органами кроветворения, и, простите, даже его выделительной системой. Приезжие испытывают оторопь от самого вида завода и разноцветно дымящих труб в самом центре города.

Даже не верится, что когда-то эти места изобиловали пушным зверем. Но пришла техническая эра рука об руку с князем Голицыным и мировым капиталом в лице французских бизнесменов. Мартеновская печь — чудо технической мысли того времени — здесь появилась уже в конце XIX века. Устные предания говорят, что завод-то один из лучших в Европе построили, а работать на нём было некому. Потому завезли в Чусовой людей из соседней Казанской губернии и даже построили им большую мечеть. Следов её сейчас не осталось, а вот улица Французская в Чусовом до сих пор где-то есть.

Слово «экология» много лет в этих краях ничего не значило, и потому посёлок, а потом и город рос вокруг завода, как бы амфитеатром — главной сценой и средоточием жизни был завод. В этом плане домик Астафьева, в котором 10 лет назад наконец открыли музей, расположен «на галёрке» — впрочем, именно так себя писатель здесь и ощущал.

Самая благоустроенная территория города — чуть ли не на заводе: великолепные клумбы, со вкусом и фантазией выполненные входные группы в цеха, ровный асфальт, кругом — чистота.

В то же время местная улица Ленина — это просто безобразие. Облупленные здания, крапива и репейник символизируют как нельзя ярче — город умирает. Вернее, сейчас, наверное, нужно говорить уже в прошедшем времени — умирал. На местных сайтах есть информация о том, что по городу ездит рейсовый автобус с окнами, заколоченными фанерой.

Ещё один признак упадка: в книжных магазинах нет ни одной мало-мальской книжки про Чусовой.

Звёзды сжалились над трудовым городом и продлили ему жизнь. План реконструкции ЧМЗ, который разработал его главный собственник — Объединённая металлургическая компания (ОМК), подразумевает перенос завода из центра. Нет, останется на месте рессорный цех, но большинство труб перестанут дымить — цеха здесь просто закроют.

Сейчас город развивается по окраинам, где воздух чище. Напротив нового торгового центра «Сатурн» в этом году сдан в эксплуатацию отличный новый бассейн, взамен старого, который рухнул несколько лет назад, погубив 17 человек, в том числе 10 детей.

«Лучше вашей «Олимпии», — хвастаются в Чусовом. Не лучше, где-то на уровне «Жемчужины», но всё равно это хороший знак.

Там же, на окраине, есть и кафе, а вот возле завода и на улице Ленина имеется только то, что в старые времена называли харчевней. Кофеен нет, да и откуда здесь взяться этим заведениям для праздных людей — в Чусовом живёт только трудовой народ.

Рассказывают, что в конце 1990-х, когда ОМК только пришла на Чусовской металлургический завод, приезжие эмиссары ездили обедать в соседнюю Лысьву: в Чусовом не было ни одного приличного ресторана или хотя бы кафе.

В конце 1990-х ЧМЗ, как мог, сопротивлялся варягам. «Непонятно, что у них на уме», — объяснял свои действия тогдашний директор завода Александр Каменских, возглавивший оппозицию. Но потом руководство завода и собственники нашли общий язык.

Следующей задачей стало найти общий язык с руководством города. «Новый компаньон» писал об этом в 2004 году в статье «Загадки города Ч». Любопытно, что этот материал до сих пор входит в пятерку самых рейтинговых статей сайта «Неофициальный Чусовой» (chusowoy.ru). В числе самых читаемых — и материал «Ребусы господина К», как бы ответ некоего Хисматулина «малоизвестной газете».

Материал, опубликованный тогда в «Новом компаньоне», был посвящён ожесточённому противодействию, которое наблюдалось между руководством города и собственниками ЧМЗ в лице ОМК. В числе прочего был упомянут и авторитетный человек по имени Хафиз, по сути, тогдашний теневой глава Чусового. Как развивались события после той статьи? Хафиз вскоре скончался. «Мы всё понимаем», — жали руки представителям московских собственников знающие местные люди. «Да он от сердечного приступа скончался!» — «Да, да, именно это и понимаем!»

А с тогдашним мэром Чусового, явно не чужим для Хафиза Виктором Бурьяновым за эти годы произошла удивительная метаморфоза. На прошлом Дне металлурга со сцены радостно возвестил: «Мы всю жизнь шли с ЧМЗ рука об руку!» На этих его словах зал засмеялся. Опытный турнирный боец и старая политическая лиса — до сих пор в верхушке местной власти. Ныне Бурьянов — глава Чусовского городского поселения.

Чусовой сжимает людей, как пружины. И если уж здесь ты выдержал, то после состоишься хоть где — тому есть масса примеров. Надёжные, работящие чусовляне всегда были опорой страны и потому как никто другой заслуживают своих алых парусов.