Искусственный протест
Избиратели Александровского и Чайковского районов всегда болезненно реагируют на попытки внешнего вмешательства в свои муниципальные дела
Крупный муниципальный осенний выборный цикл до сих пор нельзя считать завершённым. Кроме нескольких небольших выборов в думах и поселениях, остался своеобразный «финальный избирательный аккорд» — выборы главы Александровского района. Но предстоящие месяцы интересны не только намеченными на 1 декабря выборами в Александровске. В первом квартале 2014 года должны досрочно избрать главу Чайковского района.
Так что накануне единого дня голосования в сентябре 2014-го нас ещё ждут две выборных кампании в самых протестных территориях края. Почему «самых протестных»? И в Александровске, и в Чайковском в федеральных и региональных избирательных кампаниях «Единая Россия» с трудом преодолевает 30%. В этих двух территориях всегда болезненно реагируют на попытки внешнего вмешательства в свои муниципальные политические дела.
Далеко за примерами ходить не надо: выборы главы Александровского района в сентябре стали не только самыми непредсказуемыми и интересными по результату, но и самыми тяжёлыми по вмешательству административного ресурса. Там, как известно, выборы были признаны несостоявшимися, так как даже при жёстком снятии с дистанции главного участника, главы района Александра Шицына ни один из оставшихся кандидатов не набрал большинства голосов. Кроме того, в самый разгар выборной кампании крайизбирком поменял состав местной территориальной избирательной комиссии. Фактически здесь было введено «ручное управление».
Сейчас разбираться в том, по чьему указанию произошла такая трагическая ошибка, никто не будет. А эта ошибка привела к поражению выдвиженца «Единой России» Вячеслава Сарапульцева, который даже в ситуации «чистого поля», оставшись с техническим кандидатом, не смог преодолеть 50%-ный барьер. Второе место на большинстве избирательных участков жители Александровского района присудили кандидату «против всех», то есть просто испортили бюллетени. Получается, что не применять механизм снятия кандидата в таких протестных территориях выгоднее.
О том, что избиратели так болезненно реагируют именно на внешнее вмешательство в кампанию, говорит тот факт, что известный оппозиционер Владимир Мальцев с протестной повесткой не смог пройти даже в районное Земское собрание. Поэтому когда административный ресурс (а здесь, скорее, был задействован ресурс партии власти) ведёт себя как слон в посудной лавке, ничего хорошего от этого вмешательства с точки зрения достижения результата не получается.
В Чайковском районе попытки внешнего воздействия на результат выборов краевая власть применяла в 2009 году. Это было известное избрание Сергея Пластинина вопреки губернаторской воле Олега Чиркунова. Затем последовало закрепление «чайковского урока» на выборах главы города Чайковского, где Ирина Колесникова (креатура края) проиграла Игорю Андрииву.
Оставшись один на один с избранными исподволь главами, чайковцы снова стали протестовать, вменяя этим главам неумение выстраивать отношения с элитами, неспособность разобраться с коммунальным бардаком и управленческую некомпетентность.
Сергей Пластинин недавно добровольно ушёл в отставку. Но тем самым он освободил дорогу другому кандидату, который и создал в городе коммунальный кризис, — Юрию Вострикову. Поэтому сейчас краевая власть находится на распутье: либо продолжать применять административный ресурс и так и не распутать этот «чайковский узел» противоречий, либо позволить выдвинуть альтернативную Вострикову фигуру, способную управлять территорией, не только решая вышеозначенные проблемы, но и не задевая чайковский характер.
Надеюсь, что возобладает здравый смысл у всех сторон, и чайковцы на выборах будут голосовать не против чего-либо, а всё-таки «за». А административный ресурс не сделает ошибочно ставку на кандидата, не способного управлять крупным районом Пермского края.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.