
К исконной чистоте звука
В Перми завершился очередной Дягилевский фестиваль
Дягилевский фестиваль 2014 года искал подлинное, исконное, чистое; он изо всех сил стремился найти первородный музыкальный звук... Правда, разные артисты делали это разными способами.
Для художественного руководителя Дягилевского фестиваля Теодора Курентзиса в том, что касается красоты и чистоты музыкального звука, компромиссов нет и быть не может, в этом вопросе он тиран и перфекционист. Эту его религию должны разделять и участники, и зрители фестиваля, а если кому что не по нраву, Курентзис ни за что не будет подыгрывать, не пойдёт на поводу у посторонних вкусов и взглядов: не нравится — не кушай.
Бескомпромиссная позиция по определению провоцирует собеседников на крайности: публика фестиваля в нынешнем году разделилась на непримиримые группировки — восторженные поклонники против глухо негодующих скептиков. Представленный на фестивале сценический материал активно подогревал это противостояние: авангардные, провокационные эксперименты вроде «Носферату» Дмитрия Курляндского или оперно-балетного спектакля Королевского театра Мадрида C(h)oers вызывали активные полярные высказывания — от яростного негодования до бесконечного восторга. И во всём этом чувствовался отчаянный поиск совершенного музыкального звука, яростная борьба за него, стремление докопаться, достучаться...
В «Носферату» композитор Дмитрий Курляндский низводит звук до его первобытного состояния: на сцене речь рождается из хрипов и шёпота, а в оркестре музыка в муках появляется на свет из визжания дрелей и скрипа пенопласта.
Минималист Антон Батагов, пианист и композитор, играет Шуберта, Бетховена и Чайковского безэмоционально, размеренно, будто призывает отвлечься от артистизма исполнения и прочей несущественной ерунды и полностью отдаться восприятию «голой» музыки. Каждый звук он подаёт как отдельную ценность; так в клиниках для похудания учат воспринимать пищу: дают тебе одну морковку на целый день и учат откусывать маленькими кусочками, каждый с удовольствием обсасывая и проникаясь восхитительным морковным вкусом...
Швейцарская скрипачка Патриция Копачинская, напротив, — сплошные эмоции: каждый акцент подчёркнут, пиано превращается в пианиссимо, а форте — в фортиссимо, скрипачка играет всем телом, гнётся, пританцовывает босыми ногами. И всё это для того же — донести смысл музыкального произведения, а может, и внести новый... В дуэте с пианистом Олли Мустоненом она исполнила «Крейцерову сонату» так, что Бетховен, может, и не ворочался в гробу, но в публике звучало: «Это не Бетховен!»
Что ни у кого не вызвало сомнений и протестов — так это выступление ансамбля медных духовых German Brass. Бах и Вагнер, равно как и музыка из «Пиратов Карибского моря», — всё звучало блестяще во всех отношениях. Даже конферанс, который в большинстве концертов фестиваля был слабейшим местом, у весёлых немцев был содержателен, артистичен и забавен, что добавляло шарма их выступлению. Тем обиднее было публике, не дожидаясь окончания концерта, сниматься с мест и бежать из Органного зала в Театр оперы и балета: в тот же день с разницей всего в два часа здесь шёл C(h)oers.

Фестиваль открылся балетным вечером «Век танца: Стравинский — Баланчин»
Павел Семянников
C(h)oers — это, конечно, совершенно особое событие, особые впечатления, которые можно описывать и анализировать очень долго. Но есть одно главное: это невероятное музыкальное качество. Пусть это балет (точнее, contemporary dance), но главное в нём — хор!
Хор мадридского Teatro Real движется, живёт на сцене, играет, переигрывает танцовщиков бельгийской труппы C de la B, да ещё и так поёт, что концерт Фестивального хора на следующий день зрители оценивали одинаково: «Хуже, чем испанцы». Знакомые до иронии, растиражированные хоры из опер Верди и Вагнера в этом революционном и по эстетике, и по духу, и даже по тематике спектакле вернули себе свежесть звучания, обрели исконный смысл.
Судя по планам и настроениям Теодора Курентзиса, каждый Дягилевский фестиваль будет завершаться выступлением Фестивального оркестра с очередной симфонией Малера — до тех пор, пока у Малера симфонии не кончатся; на будущий год планируется Пятая, а нынче была Третья. И это был не просто концерт — это было торжество духа.
Сосредоточенный Курентзис даже не вышел закрывать фестиваль, предоставив это краевому министру культуры Игорю Гладневу и генеральному менеджеру театра Марку де Мони. Почти два часа, пока без перерыва звучала длинная, шестичастная симфония, он буквально парил над огромным оркестром, нависая над ним то как угрожающий коршун, то как ангел-хранитель. Оркестр — полторы сотни музыкантов плюс три хора — играл и пел так, словно его не то что музы посетили, а он сам состоял из одних муз.
Симфония Малера, посвящённая весне, пробуждению жизни, состоит из множества мелодий, которые, как цветы на лугу, соединяются в пёстрый, но гармоничный ковёр. Здесь каждый звук был на своём месте, каждый был слышен и в то же время не мешал другим. И это при том, что оркестр состоял из сплошных личностей. Так, за первым пультом мирно соседствовали Патриция Копачинская и первая скрипка квартета имени Ойстраха Андрей Баранов. Его товарищи по квартету занимали первые пульты альтов и виолончелей. А как украсили оркестровое звучание соло духовых в исполнении музыкантов German Brass!
Ради одного этого концерта стоило провести целый фестиваль. И даже те, кто возмущался по поводу «Носферату» и C(h)oers, слегка переварив впечатления, начали отсчёт до следующего Дягилевского фестиваля — и до следующего концерта Фестивального оркестра.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.