Муниципальная распродажа
Городское имущество нередко реализуется в Перми по гораздо меньшей цене, чем реально стоит
Аналитики Пермской городской думы оценили результаты приватизации муниципального имущества в 2013 году. На их взгляд, стоимость городского имущества при продаже искусственно занижалась. Выборочный анализ реализуемых объектов недвижимости показал крайне незначительный размер стоимости 1 кв. м отдельных объектов.
О существенном занижении стоимости продажи муниципального имущества свидетельствуют и имеющиеся факты его перепродажи после приобретения по ценам, значительно отличающимся от первоначальной. Так, в частности, на сайте avito.ru
perm в мае—июне были размещены объявления о продаже имущества, которое по площади и адресу аналогично муниципальному имуществу, реализованному в 2013 году. При этом стоимость продажи имущества возросла — от двух до семи раз за 1 кв. м.
По мнению экспертов, искусственное занижение цены стало возможным из-за несовершенства федерального и муниципального законодательства.
Продажа здания без земли
Отдельно стоящее здание вместе с гаражом по адресу ул. Екатерининская, 80 было продано всего за 91 тыс. руб. Согласно характеристике объекта имущество было отчуждено без земельного участка. При этом новый хозяин здания в соответствии с Земельным кодексом РФ имеет право получить в собственность земельный участок, расположенный в центре города.
И такие случаи не единичны. Дело в том, что федеральный закон №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» позволяет при определении рыночной цены объектов недвижимости фактически не учитывать стоимость расположенных под ними земельных участков в случае, если такие земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учёт.
При этом муниципальное законодательство предполагает возможность деления отдельно стоящих зданий на лоты и продажи их в качестве встроенных нежилых помещений. Такой механизм позволяет уйти от межевания земельного участка под отдельно стоящим зданием, а значит, и от постановки на кадастровый учёт. На практике это приводит к оценке исключительно конструктивных элементов объекта, без учёта стоимости «места размещения», которое в действительности может многократно превосходить стоимость такого объекта.
Проблемы законодательства усугубляются при продаже объектов недвижимости по преимущественному праву выкупа, так как он не предусматривает рыночного механизма корректировки первоначально определённой оценщиками цены продажи — торгов.
Предложение экспертов: исключить возможность оценки стоимости отчуждения отдельно стоящих объектов муниципального имущества без земельного участка.
Продажа без цены
Комплекс отдельно стоящих зданий по адресу ул. Ольховская 24, общей площадью 1,6 тыс. кв. м с земельным участком площадью 17,5 тыс. кв. м был реализован способом «продажа без объявления цены». Стоимость продажи составила 8 млн руб. По неофициальным данным департамента земельных отношений администрации Перми, кадастровая стоимость только земельного участка по этому адресу составляет 74,4 млн руб., то есть в девять раз выше цены продажи.
Такие способы, как продажа посредством публичного предложения или продажа без объявления цены, по мнению экспертов, являются неэффективными.
В заключении Контрольно-счётной палаты Перми на отчёт о результатах приватизации муниципального имущества говорится о том, что посредством публичного предложения цены и без объявления цены бюджет города не получил доходы в сумме более 140 млн руб. Снижение цены посредством публичного предложения цены и без объявления цены составило 42 и 57% соответственно.
Предложение экспертов: разработать порядок и критерии принятия решения о продаже объектов муниципальной собственности посредством публичного предложения и без объявления цены с учётом конъюнктуры рынка. До утверждения указанного порядка и критериев осуществление приватизации имущества данными способами приостановить.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.