Елена Морозова


Топливный экстрим

Смена оператора по поставке светлых нефтепродуктов привела к перебоям в работе «лукойловских» автозаправок

Поделиться

По словам очевидцев, в минувшие выходные на некоторых автозаправочных станциях ЛУКОЙЛа в Перми возникли очереди. Отдельные заправки работали с перебоями, а некоторые и вовсе были закрыты. Эксперты связывают возникшие проблемы со сменой перевозчика, поставляющего нефтепродукты от нефтебаз ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» непосредственно на заправки. На нефте­базе «Пермской» проблемы с нали­чием топлива отрицают.

В воскресенье, 17 августа, на въезде на АЗС №123, принадлежащей компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (Пермь, ул. Екатерининская, 225), было вывешено объявление: «Извините, технологический перерыв до 5:00». Указатель отправлял автолюбителей на ближайшую АЗС этой же сети. По словам очевидцев, около половины пятого утра из «опечатанной» АЗС вышел охранник и продлил перерыв ещё на час. Но ни в 6:00, ни в 7:00, ни даже в 8:00 эта заправка так и не открылась. Проезжавшие мимо посетители экстрим-парка уже после 8:00 лицезрели надпись: «Перерыв продлён до 21 часа». За это время к заправке подъехало не менее сотни автомобилей.

Как выяснилось, АЗС №123 стала не единственным источником заправочных пробок в Пермском крае. Так, в Соликамске в День города на АЗС №20 (ул. Всеобуча, 95б) автолюбители утром натыкались на объявление о перерыве в её работе до 12:30. Вскоре он был продлён до 13:00. Вечером, направляясь в центр города на концерт Александра Маршала и праздничный салют, соликамцы и гости города обнаружили всё то же объявление, гласящее, что перерыв продлён до 19:00. Вечером наблюдательные автолюбители заметили сливавший топливо бензовоз, что означало, что заправка вскоре должна открыться.

В Перми в воскресенье вечером по дороге на комплекс «политеха» заправиться было невозможно на двух «лукойловских» заправках из четырёх. На АЗС №33 (ст. Блочная, 23) в самый час пик «сливался» бензовоз. А АЗС №157 в Камской долине (ул. Спешилова, 111) была «конкретно закрыта» и «обмотана ленточками». Очевидцы утверждают, что эта заправка не работала и в субботу.

По словам одного из экспертов нефтяной отрасли, с учётом того, что ЛУКОЙЛ сам добывает сырьё и в то же время имеет свою логистику, никаких проблем с доставкой топлива быть не должно.

Однако проблемы всё же возникли, в чём без удовольствия убедились автомобилисты в минувшие выходные. Как сообщил собеседник «Нового компаньона», являющийся экспертом в области автотранспортных перевозок, подобные сложности могли быть связаны либо с отсутствием топлива на нефтебазе, либо с проблемами с транспортировкой топлива на заправки.

На нефтебазе «Пермская» ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» за комментариями посоветовали обращаться в электронном виде к генеральному директору. В то же время начальник нефтебазы Андрей Звездин заявил, что вообще не знает ни о каких проблемах: «Если честно, я шокирован. Никаких проблем с топливом на нефтебазе нет. Непонятно, откуда взялась эта инфор­мация. Ничего подобного не было».

По телефону доверия ООО «ЛУКОЙЛ-Нефтепродукт» по работе АЗС наличие проблем 16—17 августа, в частности, на конкретной заправке №123 в Перми не опровергли. Правда, назвали «политкорректную» причину. В ответ на жалобу на очередь оператор телефона доверия после некоторой паузы, взятой для уточнения информации, сообщила: «Была проблема с кассой и термина­лами», а также пояснила, что это проб­лема временная, постоянно таких очередей не будет.

Источник в среде пермских нефтяников на условиях анонимности сообщил, что одна из наиболее вероятных причин сбоя связана со сменой перевозчика, которая произошла в ночь с 16 на 17 августа. Ранее перевозками нефтепродуктов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» занималось ОАО «Пермское транспортное предприятие». По мнению эксперта, сбои в сложившейся за многие годы системе доставки топлива на АЗС сети были вызваны с тем, что новый транспортный оператор — ОАО «Транспортно-экспедиционная фирма «Кама-транссервис» (г. Набережные Челны), — зашедший на пермский рынок перевозки светлых нефтепродуктов (СНП), видимо, не смог обеспечить диспетчеризацию и логистику экспедирования на должном уровне. В связи с этим ряд АЗС для слива топлива был вынужден закрываться днём, а не ночью, как обычно, когда поток автомобилей существенно ниже.

По словам того же источника, руководство компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» приняло ряд экстренных мер для предотвращения перебоев с розничной продажей бензина. Перед перевозчиком была поставлена задача как можно быстрее подвозить горючее и не допустить перебоев. Для этого бензовозы компании «Кама-транссервис» на пермской нефтебазе заливаются не в полном объёме и полупустыми направляются на конкретные АЗС.

По мнению экспертов рынка, такой подход снимает остроту проблемы в краткосрочной перспективе. Но, как говорят специалисты, подобные рейсы крайне невыгодны и приведут к тому, что себестоимость перевозок возрастёт.

«Короткое транспортное плечо повышает холостой пробег, а также финансовые и временные издержки перевозчика в силу того, что он вынужден совершать большее количество рейсов», — комментирует участник рынка.

Связаться с ОАО «Транспортно-экспедиционная фирма «Кама-транссервис» не удалось: телефоны компании были непрерывно заняты.

По мнению источника в компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», перебои с доставкой топлива были обусловлены недостаточно оперативным реагированием нового перевозчика. При этом он не исключил, что, если не принять кардинальных мер, нехватка топлива на заправках, возможно, будет ощущаться и в дальнейшем.

Эксперт из отрасли перевозок нефтепродуктов объясняет, что цепочка поставок топлива с нефтебазы на АЗС слишком уязвима, её очень легко нарушить, что, скорее всего, и произошло при смене перевозчика. По его словам, при перевозке нефтепродуктов крайне важен такой фактор, как техническая оснащённость автопарка, оптимальная логистика перевозок, которая выстраивается между заказчиком и перевозчиком не за день—два, а порой складывается годами.

«Её невозможно создать без комплексной работы по диспетчеризации процесса перевозок, разработки маршрутов экспедирования, изучения географии региона, состояния дорожного покрытия и ограничений на грузоподъёмность и маневренность в регионе деятельности. Это непростая работа, требующая глубокого понимания нюансов процесса перевозки СНП, серьёзных инвестиций, — рассказывает участник рынка. — Вопрос с бесперебойными поставками топлива на АЗС сети будет решён не ранее, чем новый перевозчик выстроит логистику перевозок на новом для себя рынке. Но сколько времени ему для этого потребуется, пока не может сказать никто».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться