Армен Гарслян: Вам не кажется, что из-за пермского критиканства срываются очень значимые проекты?
Один из совладельцев здания бывшей казармы на улице Окулова в Перми разъяснил обстоятельства возможного переезда сюда Пермской государственной художественной галереи
— Армен Гайосович, вот уже второй месяц тема покупки за счёт средств краевого бюджета здания бывшего спального корпуса военного института является актуальной, но до сих пор нет ясности, когда и как Пермская государственная художественная галерея сможет сменить место жительства. Окончательное ли это решение? В какой стадии сейчас находится переговорный процесс?
— Позвольте немного напомнить всю историю. Нынешние переговоры — это уже третья попытка приобретения здания на ул. Окулова, 4 под художественную галерею. Сначала эта идея была у Олега Чиркунова, и у нас есть на эту тему официальное письмо Елены Зыряновой, которая в то время управляла бюджетными учреждениями. Получив это письмо, мы тормознули всю реконструкцию здания, решив, что нет смысла что-то делать, раз всё равно его продавать.
Потом сенатор Сергей Гордеев очень интересовался этим зданием, привёз англичан из компании Casson Mann, они всё посмотрели: место — супер, но что-то по высотности им не понравилось. Они осматривали не только бывший спальный корпус на ул. Окулова, 4, но и спортзал, который находится во дворе. Здание спортзала тогда нам не принадлежало, оно было буквально «нафаршировано» собственниками, а проектировщики уже тогда видели комплекс целиком и очень интересовались спортзалом.
Потом было много частных покупателей, много желающих сделать здесь отель. Приходил «Хайятт», потом появились английские инвесторы, которые рисовали здесь мощнейший комплекс — очень, кстати, красивый культурно-деловой комплекс с гостиничными этажами и с подземным гаражом. Правда, существующее здание они планировали снести.
Я считаю, что это было самое красивое решение, мне было бы приятно участвовать в этом проекте. Любой инвестор тоже должен получать удовольствие от проекта, независимо от того, эксплуатируешь ты здание сам или продаёшь.
— Почему тогда «не срослось»?
— Очень много мудрили на градсовете: здание не так «садится», высотность не та... Мы не получили вовремя разрешение на строительство, а потом грянул кризис 2008 года, и инвестор ушёл.
После всех этих историй мы поняли, что больше ждать уже нельзя, здание надо спасать. Нас закидали предписаниями, что надо привести его в порядок, и мы пошли по самому тривиальному пути — начали реконструировать его под офисный центр и продавать по частям. Планировали построить там апарт-отель, но маркетинг показал, что Пермь к такому формату не готова.
Мы наняли самые сильные пермские компании строительного инжиниринга, специалистов по усилению строительных конструкций и т. д., и т. п... Ушли в затраты, а они в случае реконструкции таких зданий очень плохо планируются: мы почти вдвое превысили первоначальные планы, потому что когда ты доходишь до половины пути, то возникают всё новые и новые траты, а ты уже не можешь свернуть, надо идти дальше.
Сейчас здание готово к эксплуатации. Все конструкции усилены.
Конечно, офисный центр — проект банальный, мы без азарта этим занимались, без удовольствия. Зато эта история беспроигрышная и однозначно прибыльная.
— И тут появляется новое предложение...
— Примерно семь месяцев назад появляется рабочая группа архитекторов, которая занимается поисками здания для галереи. Мы в прессе прочитали, что наше здание тоже рассматривают, что оно прошло во второй этап... Но потом по каким-то причинам от него отказались.
Мы продолжили реконструкцию здания и уже практически завершили, и тут появляется предложение продать его под галерею. Естественно, мы с партнёрами собрались, и партнёры мне сказали: «Армен, мы каждый раз этим увлекаемся, хватит! Сейчас обратного хода нет, мы здание доделываем и продаём под офисы!» Их можно понять: это ведь был уже третий «подход к штанге»!
— Почему всё же не хотели продавать здание бюджету? Только из-за того, что прежние «подходы к штанге» были неудачными?
— Главное, что для нас продажа бюджету не так выгодна: весь комплекс — спальный корпус плюс спортзал — оценивается в 650-700 млн руб., а это гораздо меньше, чем если бы мы завершили реконструкцию здания на ул. Окулова, 4 и продали по частям, а спортзал снесли бы и построили там новый объект. Вот это было бы выгодно! А сделка с государством принесёт нам значительно меньше прибыли.
— Откуда такие цифры? В прессе называют сумму гораздо больше — 1,2 млрд руб.
— Это общая сумма, заложенная в бюджете на переезд Пермской государственной художественной галереи. В неё кроме стоимости здания входит полный ремонт, включая монтаж оборудования и климат-контроля, сам переезд, создание новой экспозиции и сопровождающего сервиса. Как видите, непосредственно на покупку здания приходится чуть больше половины от общей суммы.
— Почему же вы в итоге согласились?
— Начались переговоры. Все понимали, что если есть задача перевезти картинную галерею, то в настоящий момент более подходящего готового здания нет. Понятно, что оно не соответствует всему, чего хотят сотрудники галереи. Но если учитывать все их желания, то надо строить новое здание. А это совсем другая история, совсем другие деньги и совсем другие сроки.
К тому же Кафедральный собор — в аварийном состоянии. Надо срочно его освобождать и заниматься укреплением, реконструкцией.
Так что мы особенно не выигрываем, продавая это здание бюджету, но и не отказываемся. Понимаем, что галерея в этом месте сохранит и усилит эффект «культурной» инфраструктуры набережной.
— Возвращаясь к первому вопросу: в какой стадии сейчас находится процесс? Когда галерея сможет переехать в новое помещение?
— Сейчас рассматриваются разные варианты: приобретать оба здания вместе и сразу реставрировать или сначала отреставрировать здание на ул. Окулова, 4, перевезти туда галерею и потихоньку реставрировать спортзал.
Скорее всего, будет выбран второй вариант. Так или иначе, губернатор дал поручение правительству в срок до 1 октября просчитать окончательную стоимость всех вариантов.
Правительство очень зажато в деньгах. Но в случае покупки бюджетом нашего здания реконструкция обойдётся не очень дорого: мы уже всё, что надо, укрепили, сейчас доделываем кровлю и фасад.
— А как быть с низкими потолками? Руководители галереи говорят, что высота помещений спального корпуса — 3 м — недостаточна для размещения экспозиции.
— Здание было П-образной формы, мы превратили внутренний двор в закрытое пространство. Там высота потолка — 7 м.
Конечно, вариант не идеальный. Но вам не кажется, что из-за пермского критиканства и нерешительности срываются очень достойные и значимые проекты? Так было в случае с аэропортом. Пока делили, мы и аэропорт не построили, и время зря потеряли.
В Екатеринбурге ситуация обратная. А ведь был момент в 1990-е годы, когда мы были сильнее, перспективнее! У них вся промышленность была основана на «военке», и она рухнула, а у нас — нефть, газ, химия... Мы должны были так мощно рвануть в этот период! За небольшие деньги могли построить очень многое! Но — не случилось, ключевые региональные проекты годами «висят в воздухе», и до сих пор большинство из них буксует.
Мы очень тяжело проходили реконструкцию здания. Желающих помешать много, помочь — единицы. Сейчас у нас стопроцентная готовность, его можно начинать продавать под те или иные цели и получать прибыль.
Но давайте уже завершим хотя бы этот важный региональный проект — критичный и для музея, и для собора.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.