ЧЕРНЫЕ ТУЧИ НАД БЕЛОЙ ГОРОЙ

В минувшую среду бывший настоятель крупнейшего в Прикамье Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Вениамин объявил голодовку

Поделиться

В минувшую среду бывший настоятель крупнейшего в Прикамье Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Вениамин объявил голодовку

Такому необычному для Русской православной церкви развитию событий предшествовало снятие отца Вениамина с поста наместника знаменитого "Уральского Афона".

В своем открытом письме архиепископу Пермскому и Соликамскому Афанасию, предварявшему акцию протеста, архимандрит (епископ) Вениамин попросил главу пермской церкви уйти в добровольную отставку, инициировать проверку Пермской епархии контрольно-счетной комиссией Московского патриархата и прилюдно извиниться за все содеянное в отношении себя.

"Компаньон" встретился с бывшим настоятелем, который сегодня находится в Белогорском мужском монастыре и полон решимости идти в своей борьбе до конца.

ВЫБОИНЫ НА ДОРОГЕ К ХРАМУ

Построенный в живописнейшем месте, один из старейших памятников архитектуры и зодчества Прикамья, Белогорский монастырь мог бы по праву считаться центром просветительства, христианской мысли и популярным туристическим центром. Те, кто путешествовал по странам Западной Европы или Юго-Восточной Азии, знают, с каким трепетом местные власти в этих странах относятся ко всем культовым сооружениям, стремясь обустроить храмы таким образом, чтобы все паломники или туристы смогли узреть великолепие и мощь культуры отдельно взятой территории. В Прикамье, которое трудно назвать богатым архитектурно-историческим краем, "всенародное" восстановление крупнейшего монастыря, переданного православной церкви в 1990 году, продолжается уже около 10 лет. Однако единственная дорога к храму по-прежнему недостроена, в Белогорье нет собственного источника пресной воды, а монахи вынуждены бороться за свое выживание. Как будто и не было тех десятков миллионов рублей, которые уже вложены в богоугодное дело. Второй год Белогорье трясет.

В начале 2000 года со своего поста был уволен предыдущий настоятель монастыря отец Даниил - "за финансовые нарушения". Правление архимандрита Вениамина было еще менее долговечным и завершилось обвинениями в неумении управлять монастырем, нарушении социальной стабильности в коллективе и кампанией по дискредитации почитаемого в среде верующих священника, в которой оказались задействованы даже несколько "мирских" газет. Те, кто сегодня остался в монастыре, безоговорочно поддерживают отца Вениамина. В этом корреспондент "Компаньона" смог убедиться лично в минувшую субботу.

Голодавший к этому времени уже четыре дня отец Вениамин выглядел неплохо, однако возраст и напряжение последних месяцев говорили сами за себя. К тому же менее года назад этот принципиальный священник перенес тяжелый инфекционный гепатит. Врачи всерьез опасаются за его здоровье.

Предваряя рассказ о встрече, необходимо оговориться о "второй стороне медали". Да, возможно, отец Вениамин зачастую ошибался, занимая пост наместника монастыря. Однако он верит в Бога и, по собственным словам, не может в каждом встречном видеть преступника и мошенника. Его не обвиняют в растратах и коррупции, потому что он изначально предвидел подобное развитие событий и стремился обезопасить себя и своих послушников от напрасных подозрений. У него нет своего дома, квартиры, машины и детей, которым надо что-то оставить в наследство. Сегодня он понимает, что своими публичными действиями навсегда отрезал себе возможность дальнейшего продвижения в церковной иерархии. Но отец Вениамин не может просто так уйти, бросив начатое дело, он не хочет остаться "плохим" наместником в глазах священников и монахов, он не намерен мириться с тем, что происходит в Пермской епархии и на что он закрывал глаза все последние годы.

Главная проблема описываемой истории состоит в том, что никому кроме Русской православной церкви все происходящее вокруг Белогорского монастыря неинтересно. Потому что церковь в России отделена от государства, являясь абсолютно независимым и автономным религиозным институтом. Обратит ли внимание церковная власть на ту ситуацию, которая сложилась в Пермской епархии или же все, о чем мы пишем, останется лежать невостребованным грузом на столе очередного канцелярского чиновника Московской патриархии?..

ОТЕЦ ВЕНИАМИН

Отец Вениамин в церкви более 30 лет. По его собственным словам, "с КГБ не сотрудничал, скитался по России, воспитал немало учеников", которые сегодня возглавляют российские епархии, приходы и монастыри. До своего назначения на пост наместника крупнейшего на Западном Урале монастыря служил в Осе, где его силами был заново отстроен полуразрушенный, находившийся в ужасном состоянии храм. Активно работал с паствой, сжился с городом, пользовался непререкаемым авторитетом у прихожан.

Кроме того, архимандрит Вениамин де-факто возглавлял епархиальный совет (своеобразный парламент Пермской и Соликамской епархии), хотя де-юре председателем этого "вече" считается архиепископ Афанасий. Однако владыко практически устранился от этой работы и чрезвычайно редко принимал участие в том или ином совещании, ограничиваясь подписанием итоговых протоколов. Поэтому будучи секретарем епархиального совета, уже в 1996 году отец Вениамин занимался всей организационной работой, связанной с приездом в Прикамье Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а также празднованием 600-летнего юбилея со дня представления святого Стефана Великопермского. У многих тогда сложилось впечатление, что не владыко командует епархией, а отец Вениамин, хотя этого не было и в помине - Афанасий не тот архиепископ, который добровольно отдаст кому-либо руководство епархией.

В 1994 году отец Вениамин дал согласие возглавить Пермскую епархию после Афанасия. Однако впоследствии, в 1995 году, в силу собственных причин, о которых Вениамин предпочитает не говорить, на очередном епископальном соборе архимандрит официально и публично заявил, что отказывается от какого бы то ни было архиерейства.

По мнению очевидцев, у отца Вениамина с отцом Афанасием в течение предыдущих 7 лет были достаточно вежливые и дипломатические взаимоотношения. Единственным, что омрачало их альянс, было нежелание епископа брать у управляющего Пермской епархией ненужную и малоценную для верующих литературу, иконки и прочие "левые" заказы. Однако именно Афанасий предложил Вениамину занять представительный пост наместника Белогорского монастыря, когда эта должность оказалась вакантной, поскольку других кандидатур, имеющих соответствующий статус и опыт работы, на тот момент архиепископ Пермский и Соликамский просто не видел.

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

Описываемое противостояние началось, когда на должность уполномоченного по связям с религиозными организациями администрации Пермской области был назначен Владимир Конев.

Этот чиновник занимает негромкий пост заместителя начальника отдела обладминистрации по связям со СМИ и общественными организациями. В круг его обязанностей входит постоянный, конструктивный диалог с различными конфессиями, ведущими свою миссионерскую деятельность на территории Прикамья. До начала 2001 года В. Конев занимался подобной работой в администрации Перми. Должностное повышение нагрянуло внезапно: Конев переехал в здание на улице Куйбышева вместе с поэтапно мигрирующей командой Юрия Трутнева.

С тех пор сделано немало: именно В. Конева пермские мусульмане называют виновником того скандала, который потряс пермскую общину весной нынешнего года. Именно В. Конева ряд региональных религиозных лидеров обвиняют в уникальной предвзятости и незнании основ тех конфессий, которыми ему приходится заниматься. Определенные вопросы к нему имеет и местная католическая община.

По признанию отца Вениамина, впервые столкнувшись с В. Коневым, он услышал от него настоятельную рекомендацию поменять управляющего монастыря на "нужного" чиновнику полковника ПВВКИКУ. Вскоре Владимир Серафимович предложил отцу Вениамину создать акционерное общество, которое должно было зарабатывать деньги. По словам отца Вениамина, В. Конев утверждал, что предлагает создать это предприятие по просьбе своего руководителя - вице-губернатора Николая Яшина и выступает в роли посредника.

Иногда в беседах с различными религиозными деятелями Владимир Конев любит вставить словечко "от имени и по просьбе Юрия Петровича" или же предложение "по прямому поручению Николая Арсеньевича".

В конце весны 2001 года В. Конев с товарищами предложили епископу торговать минеральными удобрениями с Чувашией, а коммерческую структуру, которая должна была заниматься всеми финансовыми операциями, "привязать" к монастырю, чтобы избежать лишнего налогообложения и других возможных проблем. Однако священник, посоветовавшись со своим другом Анатолием Козловым, известным многим пермякам (в том числе и бывшему вице-губернатору Леониду Валько) сотрудником главного контрольного управления администрации президента России, последовательно отклонял идеи экономически подкованного чиновника обладминистрации.

Последнее столкновение интересов произошло во время традиционного вручения церковных орденов меценатам и людям, которые способствуют возрождению православия на Руси. Владимир Конев попытался перенести церемонию вручения орденов, в том числе и губернатору Юрию Трутневу (последний намеревался выделить солидные финансовые средства на обустройство Белой Горы), из святейшего монастыря в Феодосиевский храм, настоятелем которого служит отец Серафим - один из бывших сподвижников и агитаторов за экс-кандидата на должность губернатора Прикамья Павла Анохина. Такого епископ Вениамин, самолично выдвигавший пермского губернатора на награждение церковными знаками отличия, допустить не мог и сделал все возможное, чтобы провести торжества там, где и было первоначально запланировано.

Как сегодня говорит отец Вениамин, после этого Владимир Серафимович начал открытую борьбу по смещению настоятеля Белогорского монастыря. Первыми шагами в этом его начинании стало стравливание ряда деятелей Пермской епархии с отцом Вениамином. "То из речей Конева, что доходило до моих ушей, подивило, - говорит епископ. - Мол, и такой я, и сякой, и не на своем месте... Я обратился к губернатору с просьбой остановить клевету, Юрий Петрович обещал сделать внушение, да, наверное, закрутился и забыл".

Впоследствии Владимир Конев сближается с личным секретарем архиепископа Афанасия. Отцу Вениамину как секретарю епархиального совета не раз приходилось сталкиваться с этим человеком, в том числе и в весьма неприятных для последнего ситуациях. "Мне выпадала честь постоянно одергивать его в частных беседах и прилюдно, - говорит епископ. - Будучи же самолюбивым и мстительным, Вяткин отметил меня как своего недруга".

Дуэт превратился в триумвират, после того, как к союзу Конева и Вяткина присоединился управляющий Белогорским монастырем Дмитрий Морозов. В самом начале своего наместничества в монастыре отец Вениамин оказался в одиночестве, без помощников и союзников. Кадровый голод подстегнул священнослужителя обратиться к своим давним знакомым, которые и порекомендовали ему для работы в должности управляющего Д. Морозова. Впоследствии оказалось, что человек этот наделен предпринимательской жилкой и был дважды судим. Узнав об этом, отец Вениамин предупредил о грядущем увольнении своего управляющего, нажив таким образом себе очередного врага, который тут же нашел союзников в лице чиновника обладминистрации и личного секретаря архимандрита. "От меня было скрыто предпринимательство Морозова, в этом есть и мой проступок - не сумел доглядеть. Но никто не обвиняет меня в его поступках поскольку все то, что приобреталось им, остается в монастыре. По их планам, рано или поздно, все должно было начать работать и приносить дивиденды монастырю, которых за полтора года мы так и не увидели", - заявил настоятель в интервью "Компаньону".

В мае текущего года борьба "триумвирата" против отца Вениамина материализовалась. Начались звонки несуществующих адвокатов с угрозами передачи некоего компромата в прокуратуру, затем последовали регулярные сообщения краткого и емкого содержания: "Мол, Вениамин, тебя "заказали", мы приехали, будем скоро отрабатывать заплаченные деньги". Выход предлагался простой: добровольный уход из храма. Но это не сработало.

Вскоре, по инициативе упомянутого выше отца Серафима (Ведерникова) состоялось заседание епархиального совета, на котором впервые обсуждался вопрос о замедлении работ по восстановлению Белогорского монастыря по причине "плохой работы архимандрита Вениамина".

Здесь представляется необходимым сделать существенное пояснение: восстановление пермского храма происходит за счет нескольких источников - пожертвований частных лиц, средств, собранных фондом "Белогорье", денег, перечисляемых Пермской епархией и администрацией Пермской области. Сколько средств было выделено "на восстановление монастыря" в период расцвета благотворительной деятельности - неизвестно, поскольку все бухгалтерские документы за прошедшие годы тщательно "вычищены", а часть из них и вовсе уничтожена.

Известный и раскрученный фонд "Белогорье" за минувшие полтора года не перечислил ни копейки в Белогорский монастырь, хотя какие-то средства регулярно поступают на счет этого некоммерческого предприятия, а его сотрудники вовремя получают заработную плату и ежеквартальные премии. О том, что существующий фонд ничего не делает для монастыря, отец Вениамин докладывал и экс-губернатору Геннадию Игумнову, и епархии, и патриархии.

Касаясь областных, бюджетных средств, следует рассказать об одном из новшеств Вениамина. Согласно его специальному указанию с начала текущего года с целью избавления монахов от обвинений и подозрений все выделяемые бюджетные деньги автоматически поступают на счет управления капитального строительства администрации Пермской области. УКС на конкурсной основе выбирает поставщиков товаров, работ и услуг. Многим в пермской епархии такое нововведение епископа было не по нраву...

Следует оговориться, что поступление бюджетных средств в монастырь напрямую зависит от наполнения бюджета. Поэтому и появился достопамятный 4-месячный простой в реконструкции монастыря, вызванный тем, что выделенные средства были задержаны почти на полгода. Однако губернатор Ю. Трутнев в итоге выполнил свое обещание, и 60 млн рублей, собранных из различных источников, были направлены на строительство дороги и подведение к храму газопровода.

Делать какие-либо работы за счет собственных средств монахи не в состоянии. Пожертвований от туристов, посещающих монастырь, хватает только на обеспечение общины товарами самой первой необходимости, другие же средства, получаемые Белогорьем, направляются ... на погашение долгов. Дело в том, что Белогорский монастырь по всем формальным признакам продолжительное время является банкротом. От отца Даниила и его помощников храму остались огромные долги: за электричество, за лес, за услуги связи; часть строительных работ была выполнена еще в 1999 году, но так и осталась неоплаченной. Монастырь был просто опутан штрафными санкциями разных служб и ведомств. Именно во время наместничества отца Вениамина совокупные долги, превышающие 800 тыс. рублей, были наконец-то погашены.

ВНУТРЕННЕЕ ДЕЛО?

После первой неудачной попытки, когда заговорщикам не удалось сместить отца Вениамина, он написал письмо патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, в котором попытался ответить на все поставленные перед ним вопросы и отчитался за свои действия, вплоть до объяснения причин, по которым был уволен ряд монахов. Сейчас же недоброжелатели отца Вениамина обвиняют его в некоем "массовом исходе" благочинных из монастыря.

Архимандрит отец Вениамин:

- Я считаю, что поступал правильно, когда увольнял из Белогорья служителей. Например, один из иеромонахов, которого я изгнал, сейчас сидит в тюрьме за мошенничество. Знаете ли вы, что на Белую Гору никогда не назначали людей нормальных - это были либо спившиеся, либо провинившиеся, либо душевнобольные. Наш монастырь долгие годы был своеобразной ссылкой для монахов и священников. Так, когда я приехал сюда, здесь жил иеромонах, который четырежды пытался покончить с собой, в прошлом, оказывается, он не раз лечился в психиатрических больницах. И это был не единственный случай. Была и повальная пьянка. Как с ней бороться? Уговоры не помогали, и я вынужденно выгонял людей отсюда. Мы служим и молимся Богу, а не предаемся постоянным утехам.

Отправленное в Москву письмо вызвало определенную реакцию, результатом которой стало окончательное намерение руководства Пермской епархии расправиться с отцом Вениамином.

Травля священника доходила до неприличия. По словам отца Вениамина, личный секретарь архиепископа накануне 50-летнего юбилея настоятеля монастыря обзванивал епархии и угрожал духовенству отлучением от священнослужения, если кто-либо из них посмеет поехать на Белую Гору. Сам архиепископ Афанасий на личном приеме убеждал отца Вениамина написать прошение об уходе не только из епархиального совета и Белогорского монастыря, но и вообще из Пермской епархии. Мол, бунтовщики в Прикамье не нужны, и если кому-то не нравятся заведенные порядки, пусть уходит.

Доходило и до абсурда: по свидетельству очевидцев, празднуя день рождения отца Вениамина, Владимир Конев рассказывал собравшимся, что "он и компания "ЛУКОЙЛ" задумали заменить действующего наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря на отца Стефана, чего и намерены добиться. Другие участники этого "спектакля" активно распространяли в православных кругах слухи об американском гражданстве, которое якобы имеет отец Вениамин.

13 августа 2001 года отец Вениамин был отстранен от обязанностей наместника Белогорского монастыря с изумительной формулировкой - "за самоустранение от исполнения своих обязанностей". Вслед за этим некоторые СМИ поспешили заявить, что снятие со своего поста предыдущего настоятеля Белогорья - отца Даниила - было ошибкой, дескать, и финансовые злоупотребления были ничтожными, и реконструкция храма шла ударными темпами.

Все неприятности для отца Вениамина начались сразу после его назначения, когда специалисты выяснили и доложили, что все колокола, подаренные монастырю Геннадием Игумновым, являются бракованными. Вообще-то, это - своеобразный "фирменный знак" того монастыря, где они отливались. Бывшее руководство Белогорья, восстанавливавшее "Уральский Афон" поистине коммунистическими темпами, прекрасно знало об этом, как, впрочем, и о том, что долго работать в Белогорском монастыре ему все равно не придется. Сегодня эти "губернские подарки" использовать нельзя, поскольку в любой момент колокола могут расколоться, а языки - и вовсе отлететь (один из колоколов изначально лишен этого необходимого атрибута).

Через 3-5 лет начнет течь отремонтированная крыша, а еще раньше протекут широко разрекламированные золоченые купола, которые смонтированы с грубейшим нарушением технологии строительства храма. "Практически все, что сделано за предшествующие годы, - это простая бутафория, подновлявшаяся и красившаяся к памятным датам и очередным годовщинам, - утверждает отец Вениамин. - Очень многое из того, что вы сейчас видите, потечет и рассыплется, потому что везде по кругу - брак и недоделки".

По словам отца Вениамина, его предшественники растащили все мало-мальски ценное, что было в монастыре - мобильные телефоны, машины, мебель, посуду, даже запасы горюче-смазочных материалов, которые выделялись монастырю нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ" в виде благотворительной помощи.

Жители ближайшей деревеньки, которые живут только за счет работы на монастырь, рассказывают, что когда-то монахи, служившие у Даниила, пришли в храм с одним маленьким узелочком, а вот уезжали из монастыря с грузом, который не входил в три машины.

По словам отца Вениамина, были уничтожены документы о пожертвованиях за последние 5 лет, что дало право "отстраненной" команде беспрепятственно вынести с территории монастыря даже пиломатериалы. Дошли до самого святого: так, лишь спустя длительное время после вступления в должность наместника монастыря, отец Вениамин узнал о существовании драгоценных металлов и камней, которые в дни праздников обрамляют икону Казанской Божьей Матери. Лишь угроза вмешательства в дело сотрудников ФСБ позволила вернуть утаенную было шкатулку с религиозными ценностями.

Ради чего сегодня борется отец Вениамин? Что и кому он хочет доказать?

Архимандрит отец Вениамин:

- За 7 лет служения в Пермской епархии я очень многое узнал. Я владею достаточно серьезной информацией и осознанно считаю, что Пермская епархия нуждается в радикальных переменах. Нам нужен новый, свежий, опытный архиерей, который мог бы заняться разгребанием всего того, что здесь наворочено, всеми этими "книжными" распродажами и "свечными заводиками". Когда он займется Пермской областью всерьез, ее устройством, обустройством, то он легко поймет простую вещь: Белогорский Свято-Николаевский монастырь - это капля в большом море. Что не приход - то проблема.

По мнению отца Вениамина, все кризисы, которые возникают в Пермской епархии, возникают в силу амбиций местного архиерея. Лучшей иллюстрацией к этому его утверждению является история, происходившая в Кунгуре, одном из крупнейших приходов Прикамья.

Многим памятна кадровая тряска, когда в Кунгуре последовательно снимались наместники отец Борис (Бардов), отец Леонид (Зыков), отец Олег (Ширинкин). Последнему, чем-то не угодившему отцу Афанасию, архиепископ предложил не только добровольно уйти со всех занимаемых постов, но и "покинуть Пермскую епархию" (читай, убраться из Пермской области). По мнению свидетельствующих священников, только вмешательство епископа Вениамина остановило подобное развитие событий.

Известная ситуация в Кунгуре была настолько серьезна, что подавляющая часть прихожан, возмущенная действиями пермского архиепископа, намеревалась бунтовать и была близка к переходу в другую прозападную "человеческую" церковь. Верующие поносили владыку Афанасия, как говорится, на чем свет стоит. Чем был вызван этот конфликт, в результате которого управляющий пермской епархией Афанасий перестал появляться в Кунгуре? Ответить на этот вопрос могут только те, кто предпочитает закрывать глаза на происходящее в местной епархии.

Архимандрит отец Вениамин:

- Сегодня управление владыкой епархией заключается только в одном: приехать в приход, быстренько с шумом отслужить, сесть за стол покушать, получить обязательный "конвертик" и удалиться, не выслушав, не поинтересовавшись положением дел и людскими заботами. У нас епархия находится в катастрофическом состоянии, не побоюсь этого слова. Пермяки, оканчивающие иногородние духовные институты, домой не возвращаются, престарелые священнослужители брошены и забыты. А сколько судеб покалечено! Сколько людей навсегда покинули отчий дом, не найдя общего языка с нашим архимандритом. На их места приезжают выходцы из Белоруссии - родины отца Афанасия. Большинством приходов правят люди, которые делают деньги и ни капельки не верят в Бога, наживаются и убегают, и примеров тому - целая масса. В Прикамье необходима коренная церковная реформа, православие здесь гибнет под гнетом коммерции и вседозволенности.

Отец Вениамин говорит обо всем этом далеко не потому, что архиепископ Афанасий лишил его должности наместника монастыря. Для архимандрита Вениамина не составляет труда перебраться в более спокойную область и получить там хороший приход. Однако то, что происходит в Пермской епархии сегодня - "коммерция и вседозволенность", полностью изменили отца Вениамина и его взгляды на жизнь.

Архимандрит отец Вениамин:

- Моя мечта - жить в маленьком хорошеньком городке, служить в спокойном приходе, больше я ничего не хочу. Потому что все, что произошло за последнее время со мной, с моим физическим и душевным здоровьем, не позволяет говорить о какой-либо высокой церковной должности. Честно говоря, если бы они не начали этой грязной клеветнической кампании, я бы сам тихонько и спокойно ушел из монастыря к концу нынешнего года. Сегодня же я буду бороться до конца, пока у меня хватит сил, пока у меня останется живым рассудок.

Начальник отдела по взаимодействию со СМИ и общественными организациями обладминистрации Андрей Кропачев заявил "Компаньону", что "нужно очень осторожно относиться к внутриконфессиональным спорам вообще и к данной проблеме в частности" и что "мы настороженно относимся к частой смене наместников, однако готовы работать в тесном контакте с новым настоятелем, если тот будет назначен с соблюдением всех процедурных тонкостей, имеющихся в Русской православной церкви".

Пермская епархия от комментариев пока воздерживается.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться