Дмитрий Теплов

Дмитрий Теплов

председатель Пермского регионального отделения «Деловой России»

Правила игры ужесточаются

Поделиться

Если бы не ситуация со стоимостью денег (вернее, с их отсутствием на реализацию каких бы то ни было проектов), у России был бы шанс заместить импортные товары, развить производство того, что раньше импортировалось. Появился бы и шанс развивать экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью на зарубежные рынки. Но надо адекватно оценить ситуацию, которая сложилась в отечественной экономике. 

В последние годы налоги постоянно повышались. Не кардинально, но по нарастающей. Но правила игры, в том числе налоговой политики, продолжают меняться в сторону ужесточения. 

Например, предприниматели лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплексов оказались перед фактом, что теперь им придётся работать «вбелую», платить все налоги и ограничить сотрудничество с «подозрительными» компаниями. В основном, конечно, эта проблема касается сферы, где процветал «серый» бизнес. Теперь этим бизнесменам предстоит выйти «из тени», поскольку с этого года для всех предприятий без исключения вводятся электронные книги покупок и продаж. 

Но у этой «медали» есть две стороны. Новое правило хорошо для бюджета, но в ряде направлений народного хозяйства произойдет ломка, затраты сильно возрастут. Зато экспортёры пострадают не сильно, рыночная конъюнктура для них складывается удачно.  

В общем, кому-то повезло больше, кому-то меньше. Кому-то не повезло совсем. Те, кто был ориентирован на местный рынок, кто продавал свою продукцию за рубли, у кого доля импорта в сырье или комплектующих была велика, оказались в очень сложной ситуации. Затраты у них сильно выросли, при этом цены они существенно повышать не могут. Они попадают в «вилку», ставящую под угрозу получение прибыли как таковой. 

Государству же своя рубашка ближе к телу: ему надо платить зарплату чиновникам, врачам, учителям и так далее. За счёт кого оно будет наполнять бюджет? Понятно, за счёт предприятий. Причём ладно бы чиновники договорились с рядом крупных бюджетообразующих компаний и нашли бы с ними общий язык, а большинство малых и средних предприятий не трогали. При таком подходе мог бы быть достигнут какой-то разумный компромисс. 

Но в данном случае это нововведение коснётся всех. Более того, мы уже видим новые законодательные инициативы. Среди них есть совершенно потрясающие. Это связано с практически тотальным контролем предприятий в части своевременности уплаты абсолютно всех платежей. Сейчас бюджет старается с помощью мер ужесточения отчётности полностью защитить в первую очередь себя и не даёт никакого блага бизнесу. 

В кризис 2008–2009 годов была хорошая инициатива, когда бизнесу, можно сказать, подарили возможность уплачивать НДС не в рамках одного месяца, а равномерно в течение квартала. Это абсолютно правильно, потому что предприятия работают в рассрочку, обычно ждут платежа в среднем порядка двух месяцев. В том числе и от крупных компаний — «Газпрома», «Роснефти», у которых именно такая политика по отношению к партнёрам. Сейчас этот срок увеличивается до 120 дней. Произвести продукцию, отгрузить, заплатить с неё все налоги, не получив денег от заказчика, — нереально, особенно в ситуации нынешних ставок по кредитам. Надо иметь очень высокую долю кредитной нагрузки. 

В этом году я таких инициатив не вижу. Зато вижу прямо противоположные, ужесточающие контроль.

Бизнес вынужден в такой ситуации изыскивать возможности выживания сам по себе. А это приводит к пока ещё небольшому, но хаосу на рынках. Бюджет сам устанавливает правила игры, а есть ещё ряд крупных компаний (металлурги, фармацевтическая отрасль и другие), которые тоже резко начали менять политику. Кроме повышения цен (металлурги, к примеру, в одночасье повысили цены на 30%) они пересматривают условия оплаты. Они переводят всю страну на предоплату. 

Ситуация такова, что именно политика государства определяет ситуацию в экономике. В том числе ситуацию с ликвидностью. При этом нужно учитывать, что большинство крупных компаний действуют, по сути, тоже от имени государства. «Роснефть» — государство, «Газпром» — государство. Если они сокращают инвестиционные проекты, не платят партнёрам или вводят подобные рассрочки, то возникает прослойка среднего частного бизнеса, который вынужден где-то брать деньги, чтобы платить предоплату поставщикам, да ещё кредитовать покупателей — госкомпании. 

В условиях, когда учётную ставку подняли до небес, мы приходим к тому, что будет спад экономики. Официально его оценивают в 3%, но при пролонгировании текущей ситуации цифра будет гораздо больше. 

В 2008–2009 годах производство в стране упало на 18%. Предстоящее падение, думаю, будет сопоставимо. Единственное отличие от прошлого кризиса — курс валют всё-таки помогает бюджету и экспортёрам. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться