Юлия Сырова

журналист

Татьяна Бурцева

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

На автопилоте

Пермские автодилеры стараются «вырулить» из кризисной ситуации

Поделиться

Валютные эксцессы не могли не сказаться на пермском авторынке. И если, по признанию экспертов, в декабре он переживал бум потребительской активности (граждане стремились купить вожделенные авто по старой цене), то в январе продажи многих марок практически остановились. Резко упал интерес покупателей к «статусным» автомобилям премиум-сегмента. Снижение ликвидности авторынка привело к тому, что отдельные пермские дилеры стали не просто пересматривать стратегию развития, а даже продавать автосалоны.

авто

«Если первичный рынок просел на 25%, то вторичный должен был вообще упасть в два раза»
  Константин Долгановский

Хроники пикирующего рынка

Первые трудности, связанные с валютной «истерией», пермские автодилеры ощутили в середине декабря.

16 декабря курс евро перешагнул «психологическую» отметку в 100 руб., и в тот же день дилер «Дав-Авто» приостановил продажи автомобилей KIA. Уже 17 декабря продажи были вроде бы возобновлены, однако оказалось, что автомобилей практически нет на складе. В то же время компания заявила, что «воздержалась от закупок нового модельного ряда».

С 16 декабря приостановил деятельность и автосалон «Восток Моторс» дилера марки Mazda. В салоне отмечали, что автомобили в наличии есть, однако менеджеры «взяли паузу», чтобы проанализировать данные потребительской активности по отдельным моделям и комплектациями.

В тот момент, в середине декабря, «Тойота Центр Прикамье» поднимает цены пока ещё на 5—8%. Повышение коснулось марок Toyota, Lexus и Porsche. Анна Бояршинова, генеральный директор компании «Тойота Центр Пермь», комментирует это решение так: «Это открытая и честная позиция. Мы отвечаем на вызов времени. Общая ситуация на автомобильном рынке характеризуется сейчас ежедневными изменениями, спрос растёт, свободных автомобилей практически нет. Такая ситуация будет продолжаться ещё несколько месяцев после Нового года». Цены в этот период, по признанию Анны Бояршиновой, «корректировались ежедневно».

Уже подводя итоги года, «Коммерсант-Прикамье» сообщает о том, что с января по декабрь 2014 года продажи новых автомобилей в Пермском крае упали на 13%. В течение первого месяца 2015 года цены ещё немного подрастают. Так, в конце января руководство Toyota в Перми заявляет, что розничная стоимость автомобилей пересматривается уже на 20—30%.

Возрастает на 10% цена на Lexus 570 — заявляется, что произведённые в в феврале автомобили будут стоить уже около 6 млн руб.

Повышает цены автосалон «Фольксваген Центр Пермь». Стоимость дизельного Touareg мощностью 245 л. с. составляет 4 млн 54 тыс. руб. при заявленной стоимости базовой модели на сайте 2 млн 321 тыс. руб.

авто

  Константин Долгановский

Автосалоны — оптом

К началу февраля ситуация достигла апогея. Холдинг «Экс Авто» «оптом» продаёт автосалоны, выставив на продажу автоцентр Citroen, расположенный по адресу: шоссе Космонавтов, 131а, автоцентр Peugeot на шоссе Космонавтов 328/1, автосалоны Nissan и Datsun на ул. Спешилова, а также автоцентры «Экс Авто» в Лысьве и Краснокамске. Стоимость всех продаваемых автосалонов «Экс Авто» оценивалась в 578 млн руб. На момент 9 февраля холдингу удалось продать помещение на Спешилова, 105 (автосалоны Nissan и Datsun), а автосалон Citroen покинул арендуемое здание, не дождавшись продажи.

В автосалоне «Экс Авто» на ул. Елькина «Новому компаньону» заявили, что причину, по которой продаются площадки холдинга, они не комментируют. В то же время лояльный к автодилерам эксперт заявляет, что продажа площадок «Экс Авто» «может быть связана со сменой стратегии или с желанием собственника вложиться в другую сферу, обладающую большей ликвидностью».

В начале февраля стало очевидно, что кризисные явления затронули не только автодилеров, но и автопроизводителей. Так, руководство Volvo Group приняло решение о временной приостановке производства грузовых автомобилей в Калуге начиная с 11 февраля 2015 года. Как прокомментировало руководство компании, решение это было принято «в связи с неблагоприятной рыночной ситуацией и продолжительным снижением спроса на коммерческую технику».

Эксперт пермского авторынка, проработавший в дилерском деле порядка 20 лет, заявляет, что «для пермского автобизнеса всё складывается сегодня не очень хорошо», при этом считает, что слабость большинства пермских дилеров — в низком качестве операционного бизнеса.

«Всё не очень хорошо в России, в Перми особенно. Если в России в целом есть качественные дилеры, которые предлагают весь спектр услуг помимо продажи автомобилей, то в Перми визуальные стандарты вроде бы соблюдаются, но на на деле большинством компаний предоставляется помимо продажи автомобилей лишь узкий спектр сервисных услуг. Сервис они представляют как обращение клиента — ремонт — техобслуживание — гарантия», — рассуждает аналитик.

По словам эксперта, во многих регионах России автосалоны предлагают гораздо более широкий спектр услуг, в том числе кузовной ремонт. В то же время дополнительные сервисы — это, по мнению эксперта, ресурс, который может помочь автосалонам удержать ситуацию под контролем в кризисное время. «По дилерам, сосредоточенным на узком сегменте, изменения ударят сильнее», — считает он.

«И дело не в конкретном дилере либо марке, а в качестве операционного бизнеса. Очень много примеров, когда в хорошие времена, к примеру, Ford плохо продавался в определённых регионах, в то время как в соседних шёл «на ура». Самая успешная марка может продаваться плохой командой и наоборот. И результат будет соответствующим», — заявляет эксперт.

При этом бывший автодилер заявляет, что есть тенденции, которые коснулись всех. Так, по его словам, сейчас перестали продаваться автомобили премиум-сегмента. Эту тенденцию специалист объясняет тем, что «даже те бизнесмены, на которых финансово несильно повлияли колебания экономики, задумались о том, что 6—8 млн руб. тратить на демонстрацию достатка нет смысла, и вкладываются в бизнес, в еврооблигации».

«Новорусский» бум «демонстрации достатка» прошёл, заявляет эксперт, «у всех появилась стратегия». При этом он не исключает, что «отдельные автодилеры решат вложиться не в автобизнес, а, например, купить завод, уйти в другую сферу бизнеса».

Эксперт вспоминает, что такое уже происходило на пермском авторынке не раз: «Всё это уже было в 2008—2009, а затем в 2012 году. Многие бизнесмены уходили и раньше, не обманувшись, что рынок начинается восстанавливаться, и не впав в эйфорию. Это была всего лишь рецессия. На самом же деле экономика России не соответствует объёму предложения на авторынке».

Происходящее сегодня эксперт комментирует так: «Возможно, рынок очистится, и на нём останутся самые крепкие. Но как он очистится, так и вновь заполнится».

авто

  Константин Долгановский

«Когда часть игроков уйдёт»

Стоит отметить, что изменения затронули не только первичный авторынок, но и вторичный. По информации аналитического агенства «Автостат», в январе 2015 года в России было продано на 9,3% меньше подержанных автомобилей, чем за тот же период прошлого года.

При этом самыми популярными автомобилями на вторичном рынке в январе стали машины Lada, на втором месте — Toyota, на третьем — Nissan.

С этой официальной статистикой не соглашаются интернет-блогеры, считая её излишне оптимистичной. «Если первичный рынок просел на 25%, то вторичный должен был вообще упасть в два раза. Рынок подержанных машин с учётом сезонности сейчас вообще умер», — высказывает мнение один из участников дискуссии в сети.

Известный пермский эксперт авторынка заявляет в своём блоге, что рынок новых автомобилей в России развивается синусоидально примерно с 2002 года, и «сегодняшние пертурбации — решённые задачи для западного бизнеса». По словам эксперта, российский автобизнес «пережил довольно концентрированно все этапы развития, которые западный прошёл за полвека, отсюда и драма».

Доходы россиян, по его мнению, в последние годы выросли искусственно благодаря высоким ценам на нефть и абсолютно не соответствовали уровню развития экономики. 2015-й же год, по мнению блогера, станет «годом отрезвления, в котором $1000 снова станет вожделенной суммой для очень многих». На этом фоне автомобильный рынок будет какое-то время двигаться «по инерции», поскольку у многих остались запасы автомобилей, полученных по старым ценам. Однако уже с начала лета 2015 года машины реально станут дороже на 50—60%.

Эксперт предполагает, что «на сколлапсированном рынке для всех места не хватит и прекратит существование большинство автодилеров России». Однако затем произойдёт их «новый расцвет», который наступит к середине 2017 года. По прогнозам эксперта, к тому времени спрос «ещё больше сместится в сторону массовых, но технологичных марок, имеющих локальное производство».

Сегодня на государственном уровне предпринимаются попытки опять-таки искусственно поддержать отечественную автомобильную промышленность. Так, депутаты Госдумы направили в правительство РФ предложение о том, чтобы отменить утилизационный сбор для автомобилей, произведённых в России, что, по их мнению, должно поддержать автопром и поможет снизить цены на машины.

Сами автодилеры надеются, что извлекут из сложившейся ситуации и какие-то плюсы. Так, генеральный директор компании «Тойота Центр Пермь» Анна Бояршинова прямо заявляет о своих надеждах занять нишу, которая освободится после ухода части игроков с этого рынка. «Надеемся, что владельцы других брендов, желающие больше заботы и внимания, также станут нашими клиентами после того, как часть игроков в результате кризисных явлений уйдёт с рынка», — признаётся руководитель.


«Главное — укрепить отношения с постоянными клиентами»

Анна Бояршинова, генеральный директор компании «Тойота Центр Пермь»:

— В начале 2015 года цены на автомобили пересмотрели все бренды без исключения. Розничная стоимость автомобилей Toyota и Lexus по всей России изменена на 20—30% в зависимости от модели и комплектации. Самые популярные модели Toyota в наличии и доступны для продажи прямо сейчас.

На этот год холдинг ставит перед собой цель продать на 20% больше автомобилей сегментов Premium и Luxury — Lexus и Porsche и на 20% больше автомобилей с пробегом. Мы не стремимся увеличить количественный уровень наших совокупных продаж, главное сегодня — сохранить и укрепить отношения с нашими постоянными клиентами.

«Тойота Банк», несмотря ни на что, сохраняет привлекательные кредитные ставки от 13,5% и стабильно одобряет кредиты для наших клиентов.

Сегодня мы отчётливо понимаем, что наш успех напрямую связан с качественным ростом эффективности работы каждого члена команды. Поэтому мы много вкладываем в развитие потенциала сотрудников и много учимся.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться