Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Дюма для ленивых

Мюзикл «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» в постановке Театра-Театра напоминает модный жанр «пересказа классической литературы»

Поделиться

Как уже неоднократно сообщалось, мюзикл «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» был поставлен отчасти вынужденно: из-за того что не началась вовремя реконструкция сцены Театра-Театра, его худрук Борис Мильграм был вынужден отложить давно лелеемый проект «Винил» Евгения Загота и Егора Дружинина. Образовалось свободное время, и те же Егор Дружинин и Евгений Загот предложили «Монте-Кристо» — мюзикл Лоры Квинт, который уже идёт в Москве. Тут надо сделать уточнение: речь идёт не о спектакле Московского театра оперетты, там авторы — Юлий Ким и Роман Игнатьев. Мюзикл на музыку Лоры Квинт с текстами Николая Денисова — это антрепризная постановка Егора Дружинина. Борис Мильграм её не видел, но музыкальный материал ему понравился.

Александр Гончарук

Александр Гончарук — Эдмон Дантес
  Алексей Гущин

Мильграм, судя по всему, хорошо относится к Дюма: ещё до своего увлечения музыкальным театром он ставил «Нельскую башню», и в спектакле чувствовался пиетет по отношению к драматургу. Однако на сей раз речь не шла о великом романе, который многие считают лучшим у Дюма. «Монте-Кристо» Лоры Квинт — это типичная мелодрама, очень женское произведение, в котором главное — это страсти. Мильграм внёс в эту историю дополнительный смысл, решив подчеркнуть бесплодность мести и её пагубность для мстителя.

Словом, есть большой и довольно заковыристый сюжет, плюс музыкальные номера, плюс идеи постановщика — и всё это надо вместить в два с половиной часа вместе с антрактом. В результате сюжет пересказан таким жирным пунктиром, что тем, кто роман не читал (а это в наше время случается), непонятно ничего. В зале слышались шепотки: «А кто это?», «А чего это он?» Некоторые так и не поняли, что это за влюблённая пара, которая появляется ровно два раза, чтобы спеть один и тот же дуэт — а это Валентина Вильфор и Максимилиан Моррель. В очереди в гардероб после спектакля более начитанные зрители пересказывали роман менее начитанным, и слышалось: «А! Теперь понятно». Видимо, приобрести буклет с заботливо опубликованным либретто решили немногие.

Буклет, кстати, достойный и весьма занятный. Там, в частности, есть подборка любопытных фактов, связанных с историей Монте-Кристо, например, то, что аббат Фариа на самом деле известный гипнотизёр родом из Гоа. Если такие буклеты будут делаться к каждой премьере, это большой плюс театру.

Спектакль состоит из двух действий, но в то же время — из трёх частей. Первая часть, где действие происходит в Марселе, чрезвычайно напоминает предыдущие мюзиклы Бориса Мильграма, прежде всего «Алые паруса». Здесь, например, тоже есть девушка, поющая на маяке о любви. Смотрится всё это неплохо: прекрасно поставленные танцы (хореограф Ирина Ткаченко не в первый раз доказывает, что она большая умница), любопытная аранжировка музыки (Евгений Загот поработал с материалом Лоры Квинт) с заметным испанским «акцентом» (героиня — каталонка), очень красивое видео «в роли» приморского пейзажа.

Александр Гончарук

…и он же — Монте-Кристо

Увы, уже во второй сцене фантазия покинула постановщика. Борис Мильграм на пресс-конференции, предваряющей премьеру, говорил о том, что в спектакле «совсем нет замка Иф». Вообще-то он есть — в виде тёмной сцены с несколькими узкими «оконцами» под потолком, но Мильграм прав в том, что эпизод выпадает из костюмно-романтической эстетики, которая подразумевает строительство замков: исполнитель роли Фариа Михаил Чуднов активно общается с залом, обращается к зрителям и вступает в диалог с дирижёром Татьяной Виноградовой: «Татьяна, джаз давай, Таняаааа!» — и требует микрофон.

Оказывается, Чуднов умеет петь скэт, а до сих пор он среди поющих актёров не значился. Очень спорное решение героя и всего эпизода, но Чуднов тут как влитой, невозможно не оценить. Весь этот эпизод — сплошная условность. Ход расследования обстоятельств доноса на Дантеса, подробно описанный в романе, здесь не пересказан, аббат — вдруг! — оказывается всеведущим (он откуда-то лучше самого Эдмона знает, что с ним произошло), так что это, скорее всего, ирреальный персонаж подсознания узника.

Третий эпизод — он же второе действие — представляет собой… просто набор музыкальных номеров. Постановщик декларирует это как эстетику кабаре, что было бы не так уж натянуто, поскольку речь идёт о парижских нравах, сплетнях и интригах, но хотелось бы всё же какого-то действия. Ну, хотя бы связности какой-то! А получается: вышел — спел — ушёл. Герои появляются — порой, как Гайде, лишь однажды, — чтобы выйти на лестницу, оформленную в самых махровых традициях ретро-эстрады, спеть свой номер и удалиться.

Если раньше пересказ романа напоминал комикс, то под конец он превращается в дивертисмент, где каждый отдельный номер важнее целого. Сюжеты семей Дангларов и де Морсеров просто исчезают. Почему девушку Эжени играет парень, куда она девается, что с ней происходит? Почему Фернан — вдруг! — стреляется? Что происходит с Альбером? Куда, наконец, исчезает Гайде, которая несколько минут назад клялась, что никогда не оставит графа?

К этому, увы, придётся добавить не слишком хорошее пение. Есть несколько актёров, которые умеют это делать, в том числе новичок Александр Гончарук, исполнитель титульной роли. Он удачно преображается между первым и вторым действием, превращаясь из Эдмона Дантеса в графа Монте-Кристо — совершенно иного человека. К тому же он умеет обращаться с микрофоном. Но многие другие артисты вопят так, будто участвуют в настоящей оперетте, где нет никаких микрофонов и надо докричаться до зала.

Оркестр, который в первом действии был ещё неплох, во втором теряет нюансировку, и создаётся впечатление, что актёры и музыканты просто стараются друг друга перекричать. «Самый красивый», по мнению авторов, дуэт мюзикла, который исполняют Ирина Максимкина (Валентина Вильфор) и Семён Фарина (Максимилиан Моррель), выстроен ужасно: Максимкина поёт профессионально и аккуратно, а Фарина просто надрывается. Анна Сырчикова (Мерседес) — обладательница от природы очень красивого голоса, но с ним бы ещё поработать хорошему педагогу по вокалу...

В целом спектакль оставляет впечатление, подобное тому, что создают модные в последние годы серии книг для ленивых школьников: не хочешь читать «Войну и мир» — вот тебе пересказ с картинками.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться