Борьба за каждый процент
Торговые сети не ждут сокращения продаж, хотя признают наличие проблем
Девальвация рубля, действующее продуктовое эмбарго обещают тяжёлый год не только для рядовых граждан, но и для торговых сетей. Аналитики предрекают падение продаж от 15 до 40%. Но ритейлеры пока это отрицают.
Ускорение годовых темпов инфляции до 15% в январе привело к существенному падению зарплат в реальном выражении — на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (хотя в номинальном выражении зарплаты повысились на 5,8% в сравнении с январём прошлого года). Неудивительно, что оборот розничной торговли в январе нынешнего года к январю прошлого сократился на 4,4%, подсчитали в Sberbank Investment Research (Москва).
Продуктовые сети попали в «полосу шторма», считают в ООО «Данфосс» (Москва). И отмечают, что особенность начала 2015 года не рост или снижение покупательской активности, которые можно было бы планировать, а неопределённость. Не имея возможности однозначно прогнозировать спрос, в конце минувшего года сети столкнулись с серьёзными проблемами в части планирования заказов и формирования складских запасов.
«Все эти трудности нам незнакомы», — отрицают представители группы компаний «Норман-Виват».
Но об этом известно директору Управляющей компании «ЭКС» (сеть супермаркетов «СемьЯ») Елене Ждановой. Она рассказала, что в связи с переориентацией на других поставщиков после введения продуктового эмбарго, с изменением курсов валют и ростом цен, а также с наличием определённого дефицита товара при повышенном спросе на него (сужение выбора товаров и поставщиков), определённые вопросы с точки зрения изменения подходов к планированию заказов и необходимости формирования складских запасов в большем объёме, чем до эмбарго, точно возникли. «Сказать, что это очень серьёзные проблемы, наверное, не могу, — поделилась Жданова. — Но перестраиваться точно пришлось».
«Чехарда» началась ещё в августе 2014-го и в тот момент была вызвана ограничениями на поставку импортных продуктов. Это обусловило, с одной стороны, рост спроса, с другой — необходимость планирования новых закупок по новым ценам, причём в ситуации, когда долговременная динамика спроса не может быть спрогнозирована из-за большого количества случайных факторов. В результате многие магазины столкнулись с проблемой пустых полок, а другие, напротив, «перезатарились», что чревато убытками в сегменте скоропортящейся продукции, — считают в «Данфосе».
Представители группы компаний «Норман-Виват» заверили, что у них «всё хорошо».
«Проблем с пустыми полками и отсутствием товаров у нас не было. Покупатели понимают ситуацию и пробуют товары от других производителей, перезатаривания мы также не наблюдали», — сообщила менеджер по региональным коммуникациям «Ленты» Яна Могилёва.
Проблемы в «Семье» не столько с «пустыми полками», то есть с отсутствием товара, сколько с удлинением переговоров с поставщиками о цене (потому что сейчас идёт борьба за каждый рубль цен закупа, чтобы не повышать цену на полке) и с отказом от ряда товаров/поставщиков в силу очень большого роста цен на них. «То есть иногда случаются перерывы с наличием определённого товара на полке (пока переговоры), или мы выводим товар из матрицы и вводим замену», — говорит Елена Жданова. По её словам, с «перезатариванием» глобальных проблем нет — бывают единичные случаи, но, скорее, всё-таки вопрос сейчас в том, «где найти товар», а не «закупили и продать не можем».
Набега покупателей, равно как и оттока, в «Семье» не наблюдают. Никаких кардинальных изменений не произошло.
В конце года дальнейшее развитие ситуации не могли толком спрогнозировать даже ведущие аналитики, говорят в «Данфосе». Сейчас их наилучший прогноз — падение объёмов продаж на 15%, наихудший — до 40%, как в 2008 году. Правда, за исключением дискаунтеров.
В ритейле мнение противоположное. Ни в «Семье», ни в «Вивате» снижение продаж не прогнозируют.
«Находитесь в поисках лояльных клиентов? Дайте потребителям почувствовать себя особенными или наделите индивидуальным впечатлением — и вы достигнете своей цели», — рекомендует руководитель практики «Эффективность маркетинга» Nielsen Россия Олег Мартьянов.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.