От «Амкара» до Соликамска
Как воспринимались российские регионы в зарубежных СМИ в 2014 году
Аналитическое агентство «Смыслография» и компания Dow Jones провели очередное исследование восприятия регионов Российской Федерации ведущими англоязычными СМИ. Разработанная специалистами агентства «Смыслография» методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов РФ, проанализированных с использованием материалов информационно-аналитической службы Factiva.com в топ-100 ведущих англоязычных СМИ, включая The Wall Street Journal, Dow Jones Newswire, The Econоmist, The Guardian, Washington Post и др.
Общий балл, присваиваемый каждой территории, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Москва была исключена из общего рейтинга, поскольку её сравнение с другими субъектами было признано методологически некорректным из-за связанной с ней общефедеральной и международной повестки.
Также в рейтинге не учитывались Республика Крым и Севастополь, поскольку по ним отсутствовала база для сравнения с предыдущим периодом.
Как и годом ранее, российские регионы фигурируют в зарубежных СМИ прежде всего в привязке к спортивным мероприятиям (особенно матчам футбольной Премьер-лиги), а также в связи с проектами в области ТЭК. Это особенно справедливо по отношению к субъектам Федерации, занявшим верхние строчки рейтинга.
Кроме того, стоит отметить, что в топ-10 имеет место высокий уровень преемственности результатов по сравнению с 2013 годом. Лишь два региона из первой десятки не были представлены в ней годом ранее — это Республика Мордовия и Тульская область.
Топ-10 рейтинга, 2014 год
Текущее место в 2014 году | Регион | Общий балл | Изменение места в рейтинге по сравнению с 2013 годом |
---|---|---|---|
1 | Республика Татарстан | 141 | +6 |
2 | Пермский край | 140 | +4 |
3 | Сахалинская область | 139 | -2 |
4 | ХМАО-Югра | 137 | -1 |
5–6 | Самарская область | 136 | +4 |
5–6 | Республика Мордовия | 136 | +31 |
7 | Тульская область | 135 | +58 |
8 | Томская область | 131 | -6 |
9–10 | Краснодарский край | 127 | -5 |
9–10 | Приморский край | 127 | +1 |
Лидерство в рейтинге захватил Татарстан, причём связано это в очень большой степени со спортивными сюжетами — как текущими, так и перспективными. Из первых можно отметить выступления ФК «Рубин», а из будущих — проведение в Казани чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году, а также матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Рейтинг по ПФО, 2014 год
Текущее место в 2014 году | Регион | Общий балл | Изменение места в рейтинге по сравнению с 2013 годом |
---|---|---|---|
1 | Республика Татарстан | 141 | +6 |
2 | Пермский край | 140 | +4 |
5–6 | Самарская область | 136 | +4 |
5–6 | Республика Мордовия | 136 | +31 |
11 | Республика Башкортостан | 126 | +11 |
12 | Нижегородская область | 124 | -5 |
18–19 | Оренбургская область | 114 | -7 |
31 | Чувашская Республика | 96 | +10 |
32 | Удмуртская Республика | 95 | -20 |
33–35 | Пензенская область | 93 | +36 |
43 | Ульяновская область | 83 | -13 |
56–57 | Саратовская область | 64 | -42 |
58–59 | Республика Марий Эл | 60 | +14 |
71–72 | Кировская область | 42 | -26 |
Вообще, футбол играет роль едва ли не ключевого драйвера в международном продвижении российских территорий: для обоих новичков первой десятки рейтинга 2014 год ознаменовался выходом соответствующей региональной команды в высший дивизион отечественного футбола («Мордовия», «Арсенал»). В случае Мордовии дополнительный интерес у иностранных СМИ вызвал выбор Саранска как одного из городов проведения чемпионата мира по футболу.
В Тульской области ещё один обративший на себя внимание за рубежом сюжет оказался не связан со спортом: он касается строительства автомобильного завода Great Wall Motor.
Ханты-Мансийский автономный округ выступает в роли своеобразной модели российского региона, интересного англоязычным медиа за счёт сочетания в своей повестке двух ключевых компонентов, привлекающих особое внимание: спорта и нефти. Наряду с обсуждением ресурсного потенциала территории зарубежные СМИ не преминули коснуться темы проходившего в регионе чемпионата мира по шахматам и ежегодного этапа Кубка мира по биатлону.
Из ведущих российских регионов то же самое можно сказать о Самарской области (футбольная команда которой, впрочем, покинула Премьер-лигу по итогам сезона 2013—2014 годов) и о непосредственно примыкающей к ведущей десятке Республике Башкортостан (11-я строка рейтинга), где наряду с приходом ФК «Уфа» в высший футбольный дивизион медиа обращали внимание на деятельность компании «Башнефть».
Напротив, Сахалинская область и Приморский край упоминаются исключительно в контексте нефтегазовых проектов: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Владивосток-СПГ». Показательно, что наряду с добычей зарубежные медиа обращают внимание на экспорт: нефтепродуктов из Сахалинской области, сжиженного природного газа из Приморья.
Снижение позиций в рейтинге в 2014 году иногда в меньшей степени вызвано природными или техногенными ЧП, а в большей степени претензиями зарубежных медиа, имеющими порой политическую окраску. Так, например, потеря Калининградской областью места в топ-10 объясняется увеличением материалов негативного характера, в которых регион увязывается с «военной угрозой России», нарушением воздушного пространства Евросоюза, отказом РФ от соглашения с Литвой о взаимных военных инспекциях, проводившихся на российской территории именно в Калининградской области.
В то же время в других случаях значимость сохраняют и традиционные факторы. Так, рекордное падение Саратовской области (потерявшей 42 позиции) обусловлено освещением англоязычными СМИ пожара на нефтеперерабатывающем заводе «Роснефти» в регионе, а также незаконной деятельности местного жителя, занимавшегося написанием и продажей компьютерных вирусов.
«У Пермского края информационные поводы дифференцированны»
Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного PR-агентства АГТ:
— Позиции шести первых регионов ПФО в таблице тесно связаны с футболом. Так, Нижний Новгород потерял по итогам прошлого сезона представительство в Премьер-лиге — и сразу выпал из топ-10 рейтинга. При этом возвращением в топ-10 Мордовия обязана не только выходу одноимённого футбольного клуба в российскую элиту, но и снижению интереса англоязычных изданий к периоду жизни Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, связанному с отбыванием наказания в исправительной колонии на территории республики.
Пермский край и Самарская область неизменно присутствуют в первой десятке российского рейтинга на протяжении последних четырёх лет. В 2014 году наряду с футбольными темами Самарская область существенно отметилась в зарубежных медиа новостями о добыче нефти в регионе и информацией, что российские войска с украинской границы базируются в Самарской области.
У Пермского края информационные поводы сравнительно дифференцированны. Помимо новостей «Амкара» столь же заметны оказались сообщения об инциденте на шахте «Уралкалия» в Соликамске.
Примечательную динамику демонстрирует Удмуртская Республика. Стартовав в рейтинге по итогам 2011 года с 69-го места, в 2012-м она переместилась на 37-е отчасти за счёт успеха «Бурановских бабушек» на «Евровидении». По итогам 2013 года Удмуртия уже на 12-м месте в связи с вызвавшим резонанс во всём мире уходом из жизни Михаила Калашникова, создателя всемирно известного автомата. По итогам 2014 года снижение позиций республики произошло, но не столь значительное — до 32-го места благодаря новостям созданного в Ижевске концерна «Калашников».
В сравнении с другими округами в целом регионы Приволжья представлены в англоязычном медиаполе достойно: по среднему рейтинговому рангу ПФО уступает только регионам Урала.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.