Триумф чистого разума
В начале марта венчурные капиталисты Кремниевой долины рассмотрели 36 инновационных проектов из 13 стран мира и лучшим признали проект пермской компании Macroscop. Интеллектуальный продукт представлял

Артём Разумков родился в 1983 году в Перми. Окончил гимназию №17, физический факультет Пермского государственного университета. Работал преподавателем в школе, инженером-программистом. В 2008 году вместе с Александром Коробковым основал компанию Macroscop, занимающуюся разработкой интеллектуального программного обеспечения для систем видеонаблюдения
Алексей Гущин
Моя история предельно проста
Я работал в достаточно крупной пермской компании, занимавшейся, в частности, установкой систем видеонаблюдения. Однажды мне в голову пришла мысль создать продукт, который бы мог применяться не только в рамках нашего предприятия и на территории города Перми, но и по всей России. Со своей идеей я пришёл к руководству, описал явные преимущества, которые мы могли бы получить при её реализации, но, к сожалению, не был понят. Мне сказали буквально следующее: «Возвращайся с небес на землю». Не оставалось иного выбора, как действовать самостоятельно. То есть заняться предпринимательством меня фактически жизнь заставила.
И это был реальный старт в гараже! Первые встречи команды мы проводили, стоя за столиком буфета в первом корпусе Пермского государственного университета рядом с глобусом, больше было просто негде. Спустя несколько лет нам удалось получить помещение в бизнес-инкубаторе университета. До нас там дворники хранили свои мётлы и лопаты. Извёстка сыпалась с потолка, в углу комнаты на полу красовалась внушительных размеров дыра. Там не было доступа в интернет, сами понимаете, что это означает для компании, которая разрабатывает программное обеспечение. Помню, как долбил пол в университетском общежитии, чтобы самостоятельно провести провода в офис. Рядом располагалось кадровое агентство «Альма-матер», в какой-то момент из его двери вышел человек и обратился ко мне: «Ты кто такой?!» «Я генеральный директор инновационной компании», — гордо ответил я.
Несмотря на все неурядицы, мы были счастливы, это было наше первое настоящее рабочее пространство. Для переговоров с потенциальным партнёром мы заказали специальную комнату — красивую и современную. А он возьми и спроси: «Ребята, можно посмотреть, где вы работаете?» Мы пошли в наш страшный офис, инвестор, попав туда, стал фотографировать всё подряд, дошёл до угла и провалился в дыру... Я потом думал, что если бы он ногу сломал, то точно бы нас проинвестировал, потому что собственное здоровье вложил в проект.
Путь к успеху — это дрейф
Большинство инновационных идей проваливается. Никакие, даже самые крутые, эксперты не могут спрогнозировать результат с 100%-ной точностью. Из 10 проектов, которые финансируются венчурными фондами, пять просто погибают, три существуют на грани рентабельности, два успешны, но только один из них обеспечивает инвестору доходность больше 100% по IRR (внутренняя норма доходности).
Технологический мир в максимальной степени открыт
Если вы предприниматель, ваша цель — стать успешным. Чтобы получить ресурсы для достижения своей цели, не надо замыкаться какой-то определённой территорией: берите их там, где они есть. Практически все наши сотрудники сейчас работают в Перми, и только двое за её пределами: один — в Москве, другой — в США. Почему здесь? Потому что нам это максимально выгодно: есть талантливые ребята, не нужно располагать запредельными ресурсами для финансирования их работы и так далее.
Как только у вас появилась идея, бегите искать классную команду. Люди — это главное. Второй совет: постарайтесь меньше думать и больше делать. Тогда ваши шансы повысятся. Предприниматель должен уметь преодолевать трудности. Человек, который постоянно жалуется на нехватку ресурсов и невнимание к нему инвесторов, обречён. Чтобы вас заметили, создайте прототип продукта, протестируйте его на пользователях, поймите, какая у вас конверсия, и только после этого идите к потенциальным инвесторам. Вероятность того, что вас выслушают, значительно увеличится.
Капиталисту сложно найти в России хороший проект
В наш проект инвестировал Пермский венчурный фонд. Он был мизерным по меркам венчурных фондов — всего 200 млн руб. Но он не смог найти проекты, чтобы разместить даже эти деньги, и вложил в общей сложности 100 млн руб., в том числе порядка 10 млн руб. — в наш проект.
Много думал, почему в России появляется так мало идей. Нет однозначного ответа. Первое, что приходит в голову, — сейчас не очень модно быть предпринимателем. Наверное, это следствие недостаточной популяризации самой идеи предпринимательства. В Draper University в группе со мной было 36 человек из 13 стран мира, все они горели своими идеями. Но, например, мой друг Николас из Чили в процессе обучения отказался от своей идеи, поняв, что хочет заниматься чем-то таким, что будет решать проблемы большого количества людей.
Венчурную индустрию в нашей стране не назвать прибыльной, многие фонды закрываются с убытком. Но если у вас перспективный проект, вы в него верите, поднять инвестиции в России возможно.
Жизнь — это постоянное движение
Несколько месяцев назад я посетил офис Google и могу сказать, что это вовсе не такая открытая компания, как может показаться. Вот мне, например, отказали в том, чтобы посмотреть, как работают сотрудники Google. Однако именно там я узнал, что любой сотрудник этой компании может заказать себе беговую дорожку. Я купил себе что-то подобное и теперь работаю, двигаясь на степпере. Очень хочу популяризировать эту идею. У меня замкнутый производственный цикл: просыпаюсь, еду на работу, часто нахожусь в офисе до часу—двух ночи. Если бы всё это время я сидел, это было бы не очень здорово для здоровья. Степпер позволяет соединить работу с физической активностью. Смысла в том, чтобы посещать спортзал для занятий на тренажёрах, я не вижу. Люблю экстремальные виды спорта: скалолазание, вейкбординг, виндсёрфинг.
Draper University как «ускоритель человеческого роста»
Давно хотел поехать за рубеж, чтобы получить образование в сфере финансов и управления. До сих пор всё делал по наитию. И недавно такой шанс выдался. Мы участвовали в акселерационной программе Skolkovo Super League, попали в число победителей, и нам была предоставлена возможность на семь недель поехать учиться в Draper University. «Сколково» очень многие критикуют, мы же рассматриваем его как набор ресурсов, которыми можно эффективно пользоваться. Быть резидентом — значит пользоваться льготным налоговым режимом (освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество), иметь возможность доступа к экспертизе, в том числе международной, принимать участие в международных выставках, пользоваться услугами центра интеллектуальной собственности. У нас были сложности с регистрацией товарного знака, поскольку он имеет мало отличительных особенностей, центр нам помог решить задачу.
Draper University позиционирует себя как «ускоритель человеческого роста». Там учат предпринимателей смотреть в будущее. Первая неделя обучения проходила под вывеской Future and Vision. Учёные-фундаменталисты рассказывали, куда движется мир с точки зрения технологий. Одним из спикеров был основатель компании, которая производит атомные батарейки — устройства размером с небольшой бочонок, внутри которых размещён ядерный реактор.
Кроме того, в американском университете учат переживать испытания. Была целая неделя выживания, когда нас отправили на лесную ферму, где давали ограниченное количество еды, серьёзные физические и психологические нагрузки. Одну ночь пришлось спать на холодной земле, и многие участники находились на грани отчаяния. В другой день нам показали на кучу строительного мусора и сказали, что из этого нужно сконструировать лодку, посадить в неё всю команду и переплыть озеро. Победители оценивались по степени «мокрости» тела. Многие шли ко дну. В качестве задания предлагалось выйти на улицу Сан-Франциско и продать прохожим нечто (не буду говорить, что именно, очень специфический продукт). Наша команда его продала. Ну и так далее.
Последний день был pitch day, и студенты представляли свои проекты 30 венчурным капиталистам Кремниевой долины. Проект Macroscop был признан лучшим.
Мы находимся на этапе экспансии
Оборот компании Macroscop составляет сейчас несколько миллионов долларов в год. Более 150 тыс. камер в более чем 20 тыс. систем наблюдения разных компаний управляются нашим продуктом. Инвестор вышел из проекта, зафиксировав прибыль в размере более 1000%. Мы сумели стать лидером в России, и теперь наша задача — международная экспансия. Это значит — с лидерской позиции в России перейти на роль ключевого игрока глобального рынка, а в течение трёх—четырёх лет и на роль лидера глобального рынка. Мы планируем проверить модель продаж на зарубежных рынках, используя собственные ресурсы, а потом привлечь инвестиции для более быстрого тиражирования этой модели.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.