Зухра Верещагина: Пекин Пекином, а Рио не отменяется
Наставница призёров Олимпийских игр Максима Дылдина и Анастасии Капачинской рассказала о состоянии своих спортсменов на кануне чемпионата мира по лёгкой атлетике в Пекине
Зухру Верещагину, тренера сборной РФ, трудно застать в Перми. Вот и в августе она на несколько деньков заехала в родной город, чтобы тут же отправиться на очередные сборы российской легкоатлетической команды. Встреча с тренером состоялась в Центре спортивной подготовки Пермского края.
— Зухра Гумеровна, на прошедшем чемпионате России воплотили в реальность всё, что задумали?
— Да. Я довольна выступлением своих ребят. Особенно порадовали Максим Дылдин, Денис Алексеев, Алексей Кениг и Павел Ивашко тем, что эстафету 4х400 метров завершили с рекордным временем чемпионатов России — 3.04, 99 сек. Первый этап, как всегда, бежал Максим. И, к сожалению, в этом забеге он и травмировался.
— Что случилось?
— Травмирована задняя поверхность бедра. Проблема с ногой у Макса была ещё до чемпионата, и мы постепенно восстанавливали ногу. И даже не предполагали, что Максим будет выступать в эстафете. Но он почувствовал себя лучше и захотел стартовать. Когда он почувствовал боль, ему не надо было добегать этап, но он не захотел подводить товарищей, которые ждали его на других этапах, и «на жилах» Максим закончил дистанцию.
— Получается, что Максим Дылдин пропустит чемпионат мира в Пекине?
— Мы, конечно, не паникуем — всё решат врачи, но, как показывает практика, такая травма за три недели не лечится. А мы уже 18 августа вылетаем в Китай.
— Это серьёзно нарушает планы Максима по подготовке к Олимпийским играм в Бразилии?
— Конечно, неплохо было себя проверить в забегах с сильнейшими бегунами мира, но Пекин Пекином, а Рио для Максима не отменяется. Главное всё же — Олимпийские игры, к которым Дылдин должен выйти на максимальный уровень готовности. И, пожалуй, тайм-аут ему будет весьма кстати.
Без сложностей в спорте не бывает. К примеру, на этом чемпионате тяжело пришлось Алексею Кенигу, Лене Зуйкевич, Крестине Мальвиновой, Лене Гафиятулиной. Они только-только прилетели из Кореи, со студенческого чемпионата мира (кстати, девочки там завоевали второе место в эстафете), и, как говориться, с корабля на бал, бежали эстафету.
— В конечном итоге кто из ваших воспитанников едет в Пекин?
— Трое — Павел Ивашко, Денис Алексеев и Мария Михайлюк, которая пропускала Чемпионат России, потому что отобралась на Чемпионат мира с командного Чемпионата Европы.
— О Денисе Алексееве приходилось слышать, а вот фамилии Ивашко и Михайлюк не на слуху у пермских любителей легкой атлетики...
— Мало о них упоминалось, но ведь они чемпионы страны, Европы. Вот теперь участников чемпионата мира будут знать лучше. Павел Ивашко приехал из Ханты-Мансийска, я с ним уже третий год работаю. Примерно столько же — с Машей Михайлюк, она родом из Калининграда, хотя уже стала пермячкой, раз вышла замуж в нашем городе.
— Странно, парень из такого богатого региона, как Ханты-Мансийск, приехал к нам...
— Дело не в богатстве, просто он захотел работать со мной, такое же пожелание было и у Маши Михайлюк. К тому же в Сибири больше внимание уделяется хоккею и биатлону, лёгкая атлетика там не самый главный вид спорта. Скажем, Павла Ивашко тренировал преподаватель физкультуры в институте.
— Почему давно не участвует в соревнованиях призер Олимпийских игр Анастасия Капачинская?
— Настя родила. В ноябре её сыну Феденьке исполнится годик. Но она уже потихоньку начала тренироваться. Приезжает к нам на базу в Новогорск. Планируем, что Настя вплотную приступит к занятиям в декабре, чтобы успеть подготовится к Олимпийским играм. А пока ей надо полностью восстановиться после родов.
— На какие итоги своих воспитанников вы рассчитываете в Пекине?
— Маша ещё не очень опытная в беге на 400 метров. Второй году мы стартуем только на этой дистанции. Раньше она бегала спринт 60 метров. Я как тренер ставлю задачу для неё задачу на чемпионат мира — попадание в полуфинал. Главное для неё — приобрести опыт мировых первенств.
— Парни вправе рассчитывать на большее?
— Тоже очень сложно. Чтобы попадать в забег в личном зачете с сильнейшими, надо бежать 44 секунды. Пока для нас это мечта.
— То есть расчет только на эстафету?
— Мы всегда на нее рассчитываем, но тоже легко не будет. Да и ребята немножко сбавили. Может быть, дает знать о себе психологическое состояние перед олимпийским годом. Все мысли теперь уж не о такой далекой Бразилии.
— Вы говорите, что 44 секунды для российских легкоатлетов — почти заоблачный результат. В стране перевелись таланты?
— О переведении талантов не скажу. Понимаете, нужно менять систему подготовки легкоатлетов высшей квалификации. Сейчас у нас какая беда — ради сиюминутных результатов из юного спортсмена выкачиваются все имеющиеся физические ресурсы. И на юношеском и юниорском уровне он весь в медалях, но во взрослую категорию уже переходит больной и травмированный. Вот и приходится у таких ребят сначала залечивать болячки и накапливать ресурс, а потом уже серьёзно приступать к серьезным тренировкам. И скажу откровенно: не всегда удается исправить последствия такого варварского метода эксплуатации юного организма.
Скажем, Маша Михайлюк ко мне пришла чемпионкой всех возрастов — младшего, среднего, старшего. Молоденькая, а мы два года лечили её травмы, болезни. Поэтому чем бережнее тренеры будут относиться к нашим юным талантам, тем больших результатов они смогут показать, будучи взрослыми.
Я всегда спрашиваю ребят: что сложнее выдернуть — дерево или кустик? Вот вы кустики, и вас уже выдергивают. И вот из этого вырванного кустика надо заново вырастить дерево.
Мне очень приятно, что мы в Пермском крае сработались с тренерами, которые бережно относятся к своим воспитанникам.
Вот, к примеру, есть в Березниках прославленный тренер Валерий Николаевич Голев. Мы с ним совместно и плодотворно работаем, и появился Андрей Белоконь. На первенстве страны парень занял первое место. Сейчас Володя Лунегов начал показывать неплохие результаты. После Чемпионата мира хочу съездить в Березники, переговорить с родителями ребят.
— Какой основной старт будет у ваших ребят на будущий год перед Олимпийскими играми?
— Будем смотреть, как говориться, по ходу пьесы. С кем-то будем готовиться к чемпионату Европы.
— Надо понимать, что кто поедет на чемпионат Европы, тот не будет рассчитывать на игры?
— Возможно, кандидаты на игры будут выступать и на чемпионате Старого Света, но с акцентом на Рио.
— Какой норматив нужно выполнить для попадания в мужскую олимпийскую сборную на эстафету 4х400 метров?
— 45:50. Ивашко его уже имеет. Хотелось бы, чтобы и Дылдин, и Алексеев и Кениг присоединились к своему коллеге по сборной. В ней, к сожалению или к счастью, всего шесть мест.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.