Карина Турбовская

Карина Турбовская

журналист

«СемьЯ» Светланы Можаевой

Поделиться

В марте 1965 года на экраны вышла первая пермская мультипликационная работа. Выполнена она была методом перекладки и называлась «СемьЯ». Её полностью изготовила Светлана Можаева, которая была и режиссёром, и художником, и оператором. Именно со Светланы Петровны и этого небольшого анимационного фрагмента телепередачи началась история пермской мультипликации. Начальный этап становления пермских мультфильмов из первых рук — в рассказе Светланы Можаевой.

Светлана Можаева На телевидение я попала, пожалуй, случайно. Увидела в эфире объявление, приглашали тех, кто умеет рисовать, играть, танцевать. Думаю, надо пойти и свои рисунки показать. Я тогда работала на заводе им. Ленина и много рисовала. Тянуло меня иллюстрации делать, что-то своё придумывать.

На производстве работала на отливке. Потом перевели в другой цех, стала объявления писать, стенгазеты делать. Так жила примерно год: была оформителем на заводе и параллельно, как говорится, на общественных началах занималась оформлением телепрограмм. Например, в 1964 году на всю страну показали наш пермский «Голубой огонёк». Шла прямая трансляция из Перми, я в кадре рисовала на стёклах весну.

Выхожу однажды из проходной, а меня встречает Лев Иудович Футлик, он был главным режиссёром Пермской студии телевидения. Говорит: «Мы тебя решили на работу взять». Пригласил на встречу с Гуревичем. Моисей Григорьевич был председателем Пермского комитета по телевидению и радиовещанию, очень хороший дядька, тоже мне предложил: «Пойдём к нам работать!» Я ответила, что ничего не умею. Он мне: «У меня ведь тоже восемь классов образования. И ничего, управляюсь как-то!» Думаю: «И чего я отказываюсь? Пойду, конечно».

Отправили меня в командировку на Свердловскую киностудию. Тогда там выпускали много мультфильмов. Я бы сказала, промышленных, о производстве, то есть недетской мультипликации.

«Сказка про доброго слона»

Месяц училась. В Свердловске мне подарили два рисунка на целлулоиде — начало и конец танца. Предложили попробовать дома нарисовать промежуточные фазы, что я и сделала. Расфазовала и сняла танец на том мультстанке, что был в пермской студии. На нём же снимала титры. Делала небольшие заставки, выполненные методом перекладки.

Потом пришёл новый главный редактор Александр Петрович Севастьянов. Он предложил: «Давай попробуем мультфильмы делать». Я объясняю: «В Москве их изготавливает целый цех. А тут одна я...» Он сказал, что может набрать несколько человек в студию. Найти сотрудников должна была я сама.

«Самый уважаемый»

С персоналом было, конечно, непросто. Зарплата у нас была очень маленькая. Кто пойдёт?! Давали объявление в эфире телевидения и радио. Сразу ставили условие: люди должны были уметь рисовать. Двое пришли с завода, им посоветовал обратиться ко мне мой знакомый. Конечно, очень привлекало людей то, что это работа на телевидении... Но надо было их учить. Допустим, фазовка — очень длительная работа. Надо руку персонажа поднять — делаешь от 25 до 40 рисунков. Так на фильм и получались тысячи рисунков. Делала начальный и конечный, которые потом надо было фазовать. Промежуточные фазы рисовать проще, этим занимались уже те, кого я пригласила работать. Мультфильмы наши были по 10—15 минут. Каждый мы рисовали 7—8 месяцев. Так и работали — один фильм в год.

Первым мультфильмом стала «Сказка про доброго слона». Когда была в столице, зашла на студию «Союзмультфильм», чтобы посмотреть, как они работают, показать мультик про слона. Было интересно, как оценят. Москва к нашей инициативе отнеслась хорошо. Но работа над мультфильмами всегда была длительной и утомительной. Работали без выходных, домой уходили и в 10 вечера.

«Май-мастеровой, необыкновенная машина и король-вояка»

У меня началась другая интересная работа — иллюстрирование книг. Я ушла в Пермское книжное издательство. Не работала тогда над мультиками года два. Но жила всё так же рядом с телестудией, и меня Севастьянов при встречах звал обратно. Уговорил. Вернулась.

Стали работать над мультфильмом «Самый уважаемый». Делала я его с большой любовью. Но потом была история со сдачей нашего мультфильма. Поехали пермяки фильм в Москву сдавать и решили собрать для поездки деньги. Я спросила: «Зачем?» «Ну как же! Это же москвичи! Надо их в ресторан пригласить, то-сё. Иначе какую они категорию нашему мультику дадут?!» — отвечают мне. Я пошла к своим и говорю: «Такое дело! Вы как хотите, я категорически против. Не буду сдавать никаких денег, чтобы купить категорию мультику! Как оценят — так оценят». Москва присудила мультфильму первую категорию.

«Как кот Васька в третий класс перешел»

Была у нас история с красками. Одно время всё красили гуашью. Она была сложна в работе: чуть больше воды или чуть меньше, меняется плотность, по-разному сохнет, начинает «гулять» на экране. Картинка как-будто шевелится там, где крашеная. Когда я ездила на студию «Союзмультфильм», спрашивала у них про краски. Мне ответили, что технология очень сложная: необходим специальный клей, гуммиарабик, который закупается в Африке за валюту. Я у них попросила один листочек с рисунком к мультфильму и, вернувшись в Пермь, отнесла его на наш лакокрасочный завод. Попросила сделать хорошую краску для мультиков. Мне пообещали. Не знаю, брали ли они те краски с листа на анализ или как-то иначе поступили, но краску сделали. Мы её опробовали на мультфильме «Май-мастеровой, необыкновенная машина и король-вояка». Это был первый цветной пермский мультик. Из него вырезали множество сцен, где король бегал, прыгал, пел, танцевал. Пермское начальство увидело в нашем мультфильме «пропаганду войны». Сказали, что не повезут в Москву в таком виде. Пришлось сильно резать.

А потом начались у Александра Петровича Севастьянова неприятности. Окончательно я ушла с телестудии, потому что он ушёл. И больше уже к производству мультфильмов не возвращалась. Для меня оказалось интереснее работать в издательстве книжным иллюстратором.

Туда я тоже попала, можно сказать, случайно, как и на телевидение. Всегда была в хороших отношениях с Татьяной Петровной Черновой. И как-то ждала, пока она закончит свои дела в издательстве. Мимо проходил кто-то из сотрудников: «Ты кто? Чего сидишь?» «Художник с телевидения». Попросили меня принести мои рисунки, посмотрев, тут же дали первый заказ.

Однажды на улице меня встретил режиссёр Леонид Маркович Кощеников. Он занимался кукольными фильмами. Стал звать обратно делать мультфильмы. Стою, разговариваю с ним. Знаете, тогда были в моде замшевые пиджаки. И этот стоит в коричневом, шикарном таком. Уговаривает меня. Тут птичка сверху прицельно ему на пиджак шлёп! Вот сюда (Светлана Петровна показывает на плечо — ред.). Я помню, решила тогда, что это знак свыше и не надо мне больше туда ходить (смеётся). Хорошо, что не вернулась. Что бы я сегодня делала?!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться