Авторынок «переобувается»
Кризисные тенденции: если автомобиль, то подержанный, если марка, то Lada
Несмотря на кризис, автомобильный парк Пермского края в 2015 году сохранил тенденцию к росту. За год он увеличился на 3,7% — до 707,9 тыс. единиц (по состоянию на 1 июля 2015 года). В то же время объёмы продаж как новых, так и подержанных автомобилей резко упали. Такие данные содержатся в отчёте, предоставленном «Новому компаньону» аналитическим агентством «Автостат».

Несмотря на резкое снижение объёмов продаж на первичном рынке, Пермский край по абсолютному показателю по-прежнему занимает 12-е место среди всех регионов России
Сергей Копышко
Основу автопарка Прикамья составляют легковушки. На их долю приходится почти 84% всех автомобилей, зарегистрированных в регионе, в абсолютном выражении это 592,9 тыс. единиц. За год количество легковушек в регионе увеличилось на 4,3%. Причём, несмотря на то что эта цифра выглядит весьма скромно, по этому показателю Пермский край входит в число наиболее успешных регионов наряду с Татарстаном и Челябинской областью.
Остальные типы автомобилей распространены в нашем регионе в существенно меньшей степени. Доля легкового коммерческого транспорта — второго по численности — составляет только 8%, прирост за год — 4,5%. Немного уступают ему грузовые автомобили, их доля в автопарке равна 7%. Это единственная группа автомобилей, количество которых за год снизилось (—3,4%).
Самым же малочисленным является сегмент автобусов с долей около 1% и приростом за год на 4,7%.
Если вернуться к сегменту легковых автомобилей, то по его ёмкости — 592,9 тыс. единиц — Пермский край занимает 24-е место среди всех регионов России. На Пермский край приходится около 1,5% общероссийского парка легковушек. Это сравнимо с такими регионами, как Алтайский край, Омская и Оренбургская области. В то же время те регионы, с которыми чаще всего сравнивают Прикамье, ушли далеко вперёд. Например, количество легковых автомобилей, зарегистрированных в Нижегородской и Самарской областях, превышает показатель нашего региона в 1,6 раза, Башкортостана и Татарстана — в 1,9 раза, Свердловской области — в два раза.
Вслед за снижением уровня жизни жителей региона сократились и суммарные продажи легковых автомобилей. Общее количество сделок купли-продажи автомобилей упало на треть: в январе—августе 2015 года оно было равно 64,3 тыс., тогда как в аналогичном периоде прошлого года — 96,7 тыс.
Наибольшие потери понёс рынок новых автомобилей. За первые восемь месяцев года его объём составил всего 14,7 тыс. машин, и это почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Важно отметить, что чем дальше, тем рынок сужается всё сильнее: по итогам полугодия «Автостат» фиксировал существенно меньший спад — 37%. Большинство регионов России легче перенесли кризис, более сильное сжатие рынка произошло лишь в нескольких регионах, например в Тюменской и Архангельской областях, Республике Коми, Красноярском крае.
Однако, несмотря на резкое снижение объёмов продаж на первичном рынке, Пермский край по абсолютному показателю по-прежнему занимает 12-е место среди всех регионов России.
Все марки в десятке лидеров рынка новых легковых автомобилей в Пермском крае показали отрицательную динамику. Меньше других пострадал корейский Hyundai (—11,7%), в наибольшей степени снизились продажи автомобилей марки Nissan — в 3,7 раза.
Исключение из отрицательной динамики продаж составила только марка Datsun, но это связано с тем, что её продажи начались лишь в октябре 2014 года.
На вторичном рынке ситуация более стабильна: его объём сократился примерно на 28% — до 49,6 тыс. машин. Здесь позиции Lada ещё более крепкие: на её долю приходится чуть более 40% продаж января—августа 2015 года. Показатели других марок оказываются значительно скромнее, даже не дотягивая до 3 тыс. единиц. При этом доля ближайшего преследователя — Chevrolet — составляет всего лишь 6%. Отметим также, что все бренды в первой десятке показывают падение продаж.
Итак, переформатирование рынка, вызванное кризисом, привело к двум наиболее существенным изменениям.
Первое — переориентация спроса на отечественные автомобили. Под влиянием финансовых сложностей часть спроса «перетекла» из сегмента иномарок в сегмент российских авто, благодаря этому доля последних в общем объёме продаж выросла. Если в прошлом году каждый пятый проданный на первичном рынке Пермского края автомобиль был марки Lada, то теперь — каждый четвёртый. Соответственно, и по общей динамике продаж Lada тоже показала сравнительно неплохие результаты — всего —27% к прошлогодним объёмам.
Вторая тенденция, отмечающаяся на рынке, — рост доли вторичных продаж. Если до кризиса она была равна 71%, то теперь уже 77%.
Вторичный рынок Пермского края
Топ-10 марок легковых автомобилей
Марка | Восемь месяцев 2015 | Восемь месяцев 2014 | Изм., % |
---|---|---|---|
LADA | 20 162 | 27 976 | –27,9 |
CHEVROLET | 2979 | 4164 | –28,5 |
TOYOTA | 2639 | 4089 | –35,5 |
RENAULT | 2077 | 2703 | –23,2 |
HYUNDAI | 1945 | 2797 | –30,5 |
FORD | 1887 | 2656 | –29,0 |
DAEWOO | 1648 | 2188 | –24,7 |
KIA | 1535 | 2101 | –26,9 |
VOLKSWAGEN | 1528 | 1876 | –18,6 |
NISSAN | 1448 | 2076 | –30,3 |
Пермский край | 49 627 | 68 747 | –27,8 |
Первичный рынок Пермского края
Топ-10 марок легковых автомобилей
Марка | Восемь месяцев 2015 | Восемь месяцев 2014 | Изм., % |
---|---|---|---|
LADA | 3962 | 5473 | –38,1 |
RENAULT | 1805 | 3218 | –78,3 |
HYUNDAI | 1398 | 1561 | –11,7 |
KIA | 1165 | 1768 | –51,8 |
TOYOTA | 1078 | 2330 | –116,1 |
CHEVROLET | 754 | 1918 | –154,4 |
VOLKSWAGEN | 696 | 2028 | –191,4 |
NISSAN | 445 | 1652 | –271,2 |
DATSUN | 365 | 100,0 | |
SKODA | 329 | 985 | –199,4 |
Пермский край | 14 715 | 27 933 | –89,8 |
Топ-20 регионов РФ за восемь месяцев 2015 года по объёму продаж новых легковых автомобилей
№ | Регион | Январь–август 2015 | Январь–август 2014 | Изм., % | Доля региона, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Москва | 138 678 | 222 279 | –37,6 | 16,3 |
2 | Московская область | 65 474 | 114 968 | –43,0 | 7,7 |
3 | Санкт-Петербург | 52 250 | 86 136 | –39,3 | 6,1 |
4 | Республика Татарстан | 39 666 | 67 049 | –40,8 | 4,7 |
5 | Самарская область | 30 195 | 49 195 | –38,6 | 3,5 |
6 | Краснодарский край | 30 064 | 51 672 | –41,8 | 3,5 |
7 | Башкортостан | 26 680 | 51 094 | –47,8 | 3,1 |
8 | Свердловская область | 23 990 | 47 663 | –49,7 | 2,8 |
9 | Ростовская область | 22 291 | 37 069 | –39,9 | 2,6 |
10 | Нижегородская область | 21 653 | 38 242 | –43,4 | 2,5 |
11 | Челябинская область | 19 176 | 34 230 | –44,0 | 2,3 |
12 | Пермский край | 14 715 | 27 933 | –47,3 | 1,7 |
13 | Воронежская область | 14 630 | 24 135 | –39,4 | 1,7 |
14 | Ставропольский край | 14 228 | 21 354 | –33,4 | 1,7 |
15 | Волгоградская область | 13 212 | 20 953 | –36,9 | 1,6 |
16 | Ханты-Мансийский АО | 13 039 | 26 748 | –51,3 | 1,5 |
17 | Саратовская область | 12 937 | 22 488 | –42,5 | 1,5 |
18 | Оренбургская область | 11 755 | 19 973 | –41,2 | 1,4 |
19 | Красноярский край | 10 017 | 20 498 | –51,1 | 1,2 |
20 | Кемеровская область | 9983 | 18 690 | –46,6 | 1,2 |
Россия, ВСЕГО | 851 791 | 1 459 236 | –41,6 | 100 |
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.