Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Писать письмо президенту и собирать митинг

Театральные деятели, комиссия Общественной палаты и окружной политсовет партии «Единая Россия» защищают директора Коми-Пермяцкого драматического театра

Поделиться

Правление Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей России (СТД) собралось на прошлой неделе расширенным составом: были приглашены все директора театров Пермского края. Несмотря на расстояния, прибыли все — от Березников до Чайковского. Ведь повод был экстраординарный: обсуждалась ситуация в Коми-Пермяцком драматическом театре им. Максима Горького.

Анатолий Четин

Анатолий Четин

Напомним, 21 сентября министр культуры Пермского края Игорь Гладнев сообщил директору театра Анатолию Четину, что планирует сместить его с занимаемой должности и сделать художественным руководителем, а на должность исполнительного директора назначить кудымкарского предпринимателя, депутата Законодательного собрания Пермского края Алексея Петрова. Кроме того, речь шла о возможной передаче управленческих функций специально созданной управляющей компании, опять-таки во главе с Петровым.

Надо пояснить, что в театрах, по крайней мере в театрах Пермского края, приняты две схемы управления: директор (первое лицо) плюс главный режиссёр (второе лицо) — именно эта схема реализуется сейчас в Коми-Пермяцком театре; либо художественный руководитель (первое лицо) плюс исполнительный директор (второе лицо) — как в Театре-Театре, Пермском театре оперы и балета и других театрах, где есть сильный художественный лидер. Казалось бы, предложенная Гладневым рокировка — в пользу Четина: художественный руководитель — это первый человек в театре, номинально это повышение статуса. Но и сам Четин, и театральная общественность сразу почуяли подвох: Анатолий Пахомович на всю театральную Россию известен как крепкий директор, художественное руководство — не его епархия, при этом у него через полгода завершается срок контракта и Четин боится, что в качестве худрука ему контракт не продлят как не справившемуся с должностью.

Кроме того, напрягает кандидатура преемника Четина на директорском посту: Алексей Петров точно не согласится быть в театре номером два и по хозяйственным вопросам советоваться с худруком не будет, а будет по-хозяйски распоряжаться в новеньком, большом, привлекательном театральном здании, которое уже сейчас пользуется спросом как место проведения конференций и корпоративов. Петров — ресторатор, и такой шикарный банкетный зал ему не повредит.

Наверное, всем в Пермском крае известна история строительства театра в Кудымкаре: стройка продолжалась 13 лет и завершилась по прямому распоряжению президента РФ Владимира Путина. Однако здание второпях сдали с недоделками, поэтому Анатолий Четин до сих пор не подписал акт о его приёмке. По мнению его коллег, именно этим он и не угодил краевому начальству.

Анатолий Пичкалёв, исполнительный директор Пермского академического Театра-Театра, председатель Пермского отделения СТД:

— Четин построил театр, спас его. Он не подписал документы о вводе и правильно сделал, потому что если подпишет, все проблемы лягут на него. Поэтому он стал неугоден.

Марина Зорина, исполнительный директор Пермского театра юного зрителя:

— Это всё подковёрные игры: нельзя разделять производство спектаклей, которым занимается директор, и художественное руководство. Театральный директор — не просто директор, он должен разбираться в театре.

Елена Старостина, актриса Театра-Театра, член правления СТД:

— Если они сделают Анатолия Пахомовича худруком, а все деньги отдадут управляющей компании, на что он будет спектакли ставить?

Прочие театральные менеджеры поддержали коллег. Звучали мнения о том, что театр превратится в «кормушку» для бизнеса Петрова, а кое-кто позволил себе выражения типа «административный бандитизм». Изобретательно подошёл к ситуации директор Лысьвенского театра драмы Сергей Смотрин, который предложил Четину использовать ситуацию себе на пользу и требовать с минкульта за переход на должность худрука пятилетний контракт и «золотой парашют».

Татьяна Жаркова, режиссёр Пермского театра юного зрителя:

— Производство и художественная часть в театре неразделимы. Если производственные функции передать бизнесу, это нарушит целостность театра, театр превратится в дом культуры, а труппа станет бедным родственником.

Правление СТД единодушно подписало обращение о поддержке Коми-Пермяцкого драматического театра и его директора, а обсуждение ситуации продолжилось на следующий день в другом месте — в Общественной палате Пермского края.

Важность обсуждаемого вопроса была заметна по составу участников события: на заседание комиссии по развитию культуры пришёл председатель Общественной палаты Дмитрий Красильников, министр по делам Коми-Пермяцкого округа Виктор Рычков, специально приглашённый министр Гладнев прибыл с заместителем Ириной Ясыревой, а «группа поддержки» Анатолия Четина состояла из главного режиссёра театра Сергея Андреева и заместителя директора Татьяны Климовой.

Во время разбирательства выяснились некоторые детали. Оказывается, у недовольства учредителей театра Четиным был вполне конкретный повод: в свежепостроенном театральном здании возникло возгорание в электрической щитовой («Немножко загорелось», — сказал Четин). Вызванные специалисты отключили щит, и теперь на двух этажах не работает пожарная сигнализация. Сам Четин эту ситуацию катастрофической не считает: «Найдём специалистов, которые будут обслуживать эту систему». Кроме того, Четин напомнил, что он не подписывал документы о приёме этой электрощитовой, поэтому даже формально к нему претензий быть не может.

Анатолий Четин, директор Коми-Пермяцкого драматического театра:

— Если какая-то компания решит наши проблемы, найдёт 18 млн руб. на ремонт крыши, отремонтирует пожарную сигнализацию, мы не против! Я готов продолжить этот разговор. Но — только после того, как театр будет принят в эксплуатацию.

Глава краевого минкульта Игорь Гладнев отвечал на это хорошо поставленным голосом, с суровым блеском в глазах, привычными кучеряво-канцелярскими формулировками.

Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края:

— Как руководитель вам говорю: в театре был пожар! «Немножко загорелось» — это недопустимая формулировка! Я как министр проявил непростительную мягкость к той деятельности, которую ведёт Анатолий Пахомович. Как творческий руководитель он не вызывает сомнений, но как человек, несущий ответственность по комплексу, вызывает вопросы.

Вам в помощь будет дан человек, который имеет опыт. Это человек, не чуждый культуре, он поддерживает в Кудымкаре многие события. В театре необходимо нести личную ответственность, должна быть организационно-финансовая дисциплина! Сейчас коллектив излишне наэлектризован. Театр находится в привилегированном положении, мы готовы ему помогать. Министерство всё для вас делает, не вижу оснований для упрёков! Мы усилили театр материально, теперь усилим кадрово!

Председатель Общественной палаты Пермского края Дмитрий Красильников поинтересовался, обсуждал ли Гладнев сложные вопросы с коллективом театра. Выяснилось, что нет. Гладнев тут же выразил готовность встречаться, хотя прежде, по словам Татьяны Климовой, отказался это делать.

Дмитрий Красильников, председатель Общественной палаты Пермского края:

— Есть обращение — письмо трудового коллектива. Оно сигналит о неблагополучии. Я понял позицию министра: он склонен реализовать задуманную реформу. А не вызовем ли мы волну протеста накануне 10-летнего юбилея объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого округа?

Однако для всех участников и наблюдателей было очевидно, что никакие доводы на главу минкульта не повлияют.

Комиссия Общественной палаты приняла резолюцию в поддержку коллектива и директора театра, а сам коллектив, по выражению Татьяны Климовой, сегодня един как никогда и готовится сопротивляться до конца: писать письмо президенту России, собирать митинг, объявлять забастовку.

Анатолий Четин:

— Президент уже помогал нашему театру, благодаря ему здание было достроено. Поможет и сейчас!

Ситуация обсуждается не только в Перми, но и в Кудымкаре. На заседании Коми-Пермяцкого окружного политсовета партии «Единая Россия» тоже была принята резолюция:

Считать перевод театра на новую форму управления управляющей компанией нецелесообразным. Поддержать требования коллектива оставить в силе прежнюю форму управления театром.

Резолюция была принята единогласно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться