Урал рулит
Театры Перми и Екатеринбурга задают тон на «Золотой маске»
Список номинантов Национальной театральной премии «Золотая маска» за сезон 2014—2015 годов — чрезвычайно занимательное чтение для пермских театралов: поначалу — жестокое разочарование, затем сенсация, а под конец — всеобщее ликование. Такой эмоциональный сюжет сделал бы честь любому блокбастеру.
Разочарование связано с драматическими номинациями: у Перми и Пермского края — ни одной. Как-то мы уже отвыкли от этого: то Лысьвенский театр, то театр «У Моста», не говоря уже о Театре-Театре и «Сцене-Молот», в списках претендентов на «Маску» появляются регулярно. В этом же году Театр-Театр не удостоился не только драматических номинаций, но и упоминаний в номинациях «оперетта-мюзикл»: похоже, что неразбериха с реконструкцией большой сцены, из-за которой на неопределённое время отложена постановка ретро-мюзикла «Винил», серьёзно ударила по творческим планам команды Бориса Мильграма и Владимира Гурфинкеля.
И тут — сенсация! В числе номинантов впервые в истории есть Пермский театр кукол. Как и надеялись пермские театралы, новый художественный руководитель театра Александр Янушкевич оказался в числе избранных со спектаклем для взрослых «Толстая тетрадь» по роману Аготы Кристоф. Те, кто помнит «многосерийную» эпопею с выборами «кукольного» худрука, должны быть удовлетворены: Янушкевич не просто талантливый режиссёр, он — талантливый кукольный режиссёр, человек, который понимает особую магию этого театра, его огромные, поистине волшебные художественные возможности.
Когда же список номинантов «Маски» доходит до оперы и балета, то остаётся только… считать. С первого раза не так просто собрать все номинации, которые заработал Пермский театр оперы и балета. Проще сосчитать спектакли — их пять: два балета — «Оранго» + «Условно убитый» Шостаковича и «Когда падал снег» (одноактный балет, входящий в вечер английской хореографии «Зимние грёзы»), а также три оперы: «Дон Жуан» Моцарта, «Сказки Гофмана» Оффенбаха и написанная Петром Поспеловым по заказу театра детская опера «Путешествие в страну джамблей» (последнее слово надо писать с маленькой буквы, а не с большой, как это делает театр, потому что джамбли — это название народа).
Всего у Пермского театра оперы и балета — 26 номинаций! Это очередной рекорд: в прошлом году их было 17. Кроме того, это рекорд года среди театров России: Пермский театр оперы и балета серьёзно обогнал и Большой театр, и Мариинский, и Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В этом году дирекция «Золотой маски» обнародовала лонг-лист — большой список спектаклей, которые обсуждались в качестве возможных номинантов. Здесь тоже много интересного для пермяков: и «Господа Головлёвы» Пермского ТЮЗа, и «Саломея» Театра «Балет Евгения Панфилова», и ещё один спектакль Пермского театра кукол — «Нармахнар», и целый список постановок Театра-Театра — «Одиссея», «Ричард III», «Монте-Кристо», и, само собой, не вошедшие в окончательный список работы Театра оперы и балета — балет «Конькобежцы» и опера «Князь Игорь».
Особенно обидно за «Одиссею». И за «Господ Головлёвых». Если бы в конкурсе драматических театров была номинация для драматургов, то и автор инсценировки Салтыкова-Щедрина Ярослава Пулинович, и автор абсолютно оригинальной, очень тонкой пьесы по мотивам гомеровской «Одиссеи» Ксения Гашева могли бы претендовать на «Маску». В этом нет логики: для композиторов есть номинация, а для драматургов почему-то нет.
Впрочем, и те два счастливых театра, которые вошли в шорт-лист номинантов, ещё не победители: присутствует серьёзная конкуренция. Как и в прошлом году, среди основных соперников пермяков — Екатеринбургский театр оперы и балета. По балетным номинациям он уже переиграл Пермь: у екатеринбуржцев номинированы три балета, общее число балетных номинаций — девять. Опера Филиппа Гласса «Сатьяграха» с пятью номинациями, по оценкам экспертов, один из главных соперников пермских оперных постановок наряду с «Медеей» и «Хованщиной» Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и «Свадьбой Фигаро» Большого театра.
Если вспомнить ещё и театр современного балета «Провинциальные танцы», который получил две номинации, да ещё и драматический театр города Серова, где «наш» Андреас Мерц-Райков поставил «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса и заработал три номинации, то видно, что Екатеринбург и Свердловская область энергично рвутся вперёд: у них общее число номинаций — 20, серьёзная цифра, которая не даст пермякам расслабиться.
В такой ситуации делать прогнозы — неблагодарная и безнадёжная задача, за которую не возьмётся ни один эксперт. Однако можно с высокой долей вероятности предсказать, что свою очередную дирижёрскую «Маску» Теодор Курентзис получит — не за оперу, так за балет. А может, и за оба спектакля.
Самое заметное отличие списка пермских номинаций — большое количество номинированных певиц. Пятеро из тринадцати!
Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, арт-директор фестиваля современной хореографии «На грани» (Екатеринбург):
— Очень рада за оба уральских города — Пермь и Екатеринбург. В том, что целых пять пермских певиц вошли в шорт-лист, есть, безусловно, заслуга Теодора Курентзиса. Это он их «сделал». Хотя, конечно, Надежда Кучер — сама по себе феномен, а вот Зарина Абаева и Наталья Кириллова показывают особые успехи, когда дирижирует Курентзис, там что-то на уровне особой связи, без него они не так выразительны. Во всяком случае, пока. Наталья Буклага в «Сказках Гофмана» выступила просто великолепно, хотя и вторая исполнительница этой партии — Наталья Ляскова — тоже очень хороша и, на мой взгляд, достойна номинации. Видимо, она не выступала, когда эксперты отсматривали спектакль.
Нынешняя «Золотая маска», можно сказать, историческая. Это последний конкурс, где на выдвижении работал экспертный совет, сформированный независимо, без давления Министерства культуры РФ. Включение в новый экспертный совет людей, которые, по мнению профессиональных критиков, экспертами считаться не могут, а также тот факт, что новички уже позволяют себе делать громкие заявления, вызвали большой шум в профессиональной среде. Некоторые режиссёры демонстративно отказались выдвигать свои спектакли на национальную премию, а критики-профессионалы организовали новое объединение — Ассоциацию критиков.
Наблюдатели в связи с этим говорят о репутационных потерях для премии, которая всегда позиционировала себя как независимая и объективная: фестиваль «Золотая маска» проводился в основном на спонсорские деньги, вклад минкульта был не слишком значительным.
Впрочем, по мнению экспертов, эти изменения скажутся в большей степени на московских театрах, чем на профессио-
нальных.
Лариса Барыкина, председатель экспертного совета музыкального театра Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2012—2014 годах:
— Надеюсь, и в следующем сезоне критерии присуждения национальной театральной премии останутся профессиональными, а приоритеты — художественными. За экспертный совет музыкального театра я спокойна: там, конечно, собрались люди с разными вкусами и позициями, но это нормально, а во главе — мудрая Елена Третьякова, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Что же касается совета драматического театра, то там, конечно, всё тревожнее: появились одиозные личности, которые, как говорится, «ни разу не критики», люди с предвзятой позицией, что само по себе нонсенс.
Списки двух экспертных советов всегда (по Положению!) формировались дирекцией «Маски», проходили согласование в минкульте и утверждались на секретариате в Союзе театральных деятелей (СТД). Откуда они взялись в этот раз? Никто не мог понять. Явное нарушение регламента, отдающее какой-то закулисной вознёй.
Требование 100%-ной ротации экспертов только для непосвящённых кажется нормальным. Экспертный совет работает целый год — это непростая работа, ей надо учиться, набираться опыта, понимать свою ответственность, человек должен быть в «контексте», иначе он вам такого нарешает! Экспертный совет, по Положению, ротируется на 50%, а вот когда однажды я возглавляла его два года подряд — и он поменялся на 100%, — работать было крайне тяжело. Вообще, экспертов в жанре музыкального театра не так много.
Мне непонятны эти «наезды» на «Маску». За 20 с лишним лет стало ясно, что она отлично придумана и там всё функционирует как часы. «Золотая маска» не только фестиваль и премия: это и гастроли лучших спектаклей по всей России и в ближнем зарубежье, и множество параллельных программ, мастер-классы, детские, просветительские проекты — огромная внеконкурсная программа! Важно, что «Маска» все эти годы не только занималась «раздачей слонов», но и тщательно систематизировала текущий процесс, задавала тренды. И конечно, объединяла распавшееся в начале 1990-х единое театральное пространство страны, я вообще считаю, что «Маска» более всего важна российским регионам. Она набрала огромный вес, блестящее реноме. И вот её подрубают на взлёте. А ведь во многом благодаря «Маске» у нас возник институт независимой театральной экспертизы, с которым, видимо, сейчас хотят покончить. Конечно, вряд ли Теодор Курентзис станет от этого хуже дирижировать. Но защитить художника от нападок каких-нибудь оголтелых мракобесов (вспомните историю с «Тангейзером»!) будет некому.
Борис Мильграм, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра:
— Есть независимая национальная премия, у неё есть вес, сила. Конечно, нет справедливости, но её вообще мало в жизни. Однако есть премия, известная всей стране: «Золотая маска» — это наш «Оскар»! Менять её не нужно — она утратит ценность. Ломать эту структуру — значит уничтожать национальную премию, которую признают все, кроме отдельных личностей.
Единственный минус существующей премии — то, что региональные театры обделены её вниманием. Не музыкальные — там всё в порядке. А в драматическом театре провинциалы могут прорваться только в конкурс спектаклей малой формы. Это объективно: в Москве и Санкт-Петербурге в самом деле работают лучшие профессионалы. Это высокая планка, за ней престижно тянуться.
Я бы на месте минкульта и СТД, вместо того чтобы реформировать «Золотую маску», создал бы ещё региональный формат, это способствовало бы повышению престижа провинциальных театров и самой премии.
В Пермском театре оперы и балета сейчас не до «Золотой маски» следующего сезона: пять номинированных спектаклей — это не только триумф, но и организационные проблемы. В прошлом году краевой минкульт не дал театрам средств для показа спектаклей-номинантов в Москве, ездили за свой счёт. Но три оперы и два балета за свой счёт в столицу не вывезти. Сейчас начнётся огромная организационная работа — определение площадок, поиск средств. От этого зависит, как пройдут фестивальные показы спектаклей-номинантов, а следовательно, как их оценит жюри премии.
Пермские театры выдвинуты на Национальную театральную премию «Золотая маска» по 29 номинациям
Пермский театр кукол:
«Куклы/Спектакль» — «Толстая тетрадь»;
«Куклы/Работа режиссёра» — Александр Янушкевич;
«Куклы/Работа художника» — Татьяна Нерсисян.
Пермский театр оперы и балета:
«Опера/Спектакль» — «Дон Жуан»;
«Опера/Спектакль» — «Сказки Гофмана»;
«Опера/Работа дирижёра» — Артём Абашев, «Сказки Гофмана»;
«Опера/Работа дирижёра» — Теодор Курентзис, «Дон Жуан»;
«Опера/Работа режиссёра» — Катерина Евангелатос, «Сказки Гофмана»;
«Опера/Работа режиссёра» — Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, «Путешествие в страну джамблей»;
«Опера/Женская роль» — Зарина Абаева, «Сказки Гофмана» (Антония);
«Опера/Женская роль» — Наталья Буклага, «Сказки Гофмана» (Муза, Никлаус);
«Опера/Женская роль» — Наталья Кириллова, «Дон Жуан» (Эльвира);
«Опера/Женская роль» — Надежда Кучер, «Сказки Гофмана» (Олимпия);
«Опера/Женская роль» — Надежда Павлова, «Дон Жуан» (Анна);
«Опера/Мужская роль» — Йонуц Паску, «Сказки Гофмана» (Линдорф, Коппелиус, доктор Миракль, Дапертутто);
«Опера/Мужская роль» — Тимоти Ричардс, «Сказки Гофмана» (Гофман);
«Работа художника в музыкальном театре» — Виктор Григорьев, «Путешествие в страну джамблей»;
«Работа художника в музыкальном театре» — Галя Солодовникова, «Сказки Гофмана»;
«Работа художника по костюмам в музыкальном театре» — Ольга Бекрицкая, Елена Бекрицкая, «Путешествие в страну джамблей»;
«Балет/Спектакль» — «Когда падал снег»;
«Балет/Спектакль» — «Оранго»/«Условно убитый»;
«Балет/Работа дирижёра» — Теодор Курентзис, «Оранго»/«Условно убитый»;
«Балет — современный танец/Работа хореографа» — Даглас Ли, «Когда падал снег»;
«Балет — современный танец/Работа хореографа» — Алексей Мирошниченко, «Оранго»/«Условно убитый»;
«Балет — современный танец/Женская роль» — Наталья де Фробервиль, «Оранго»/«Условно убитый» (Машенька Фунтикова);
«Балет — современный танец/Мужская роль» — Сергей Мершин, «Оранго»/«Условно убитый» (Бейбуржуев);
«Работа художника в музыкальном театре» — Игорь Цинн, «Когда падал снег»;
«Работа композитора в музыкальном театре» — Пётр Поспелов, «Путешествие в страну джамблей»;
Конкурс «Эксперимент» — «Путешествие в страну джамблей».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.