«ДОН КИХОТ» 25 ЛЕТ СПУСТЯ

На балетной премьере сезона зал приветствовали артистов стоя. Раньше пермяки вставали лишь ради гастролеров…

Поделиться

Бывают спектакли модные, а бывают - вечные. И очень редко одно переходит в другое. Балет Людвига Минкуса «Дон Кихот», будучи вечным хитом, периодически становится и очень модным спектаклем. Так было четверть века назад, когда в Пермском академическом театре оперы и балета состоялась премьера «Дон Кихота» в версии Александра Горского. Хореография была классическая, но впервые так ярко заявил о себе испанский колорит, спектакль наполнился страстным драматизмом, напоминающим даже не о романе Сервантеса, а о «Кармен» Проспера Мериме. И все - благодаря незабываемому дуэту Тореадора (Игоря Шаповалова) и Уличной танцовщицы (Нины Дьяченко). Дуэт Дьяченко и Шаповалова был так эффектен, что перетягивал к себе внимание зрителя, оставляя несколько в тени исполнителей главных партий.

Однако спустя годы оказалось, что характерные танцы стареют быстрее, чем классические. Конечно, с уходом Дьяченко и Шаповалова испанские страсти несколько подостыли, но дело не только в этом. Дело в том, что в 1970-1980-е годы на российских сценах танцевали этакую «русскую Испанию», то есть не столько реальные хореографические элементы фламенко и сапатеады, сколько представление о них. Сейчас многие имели возможность увидеть настоящее фламенко, и, конечно, имитация, которая так эффектно смотрелась четверть века назад, потускнела.

Что ж, в этом есть свои плюсы. Главными зрительскими «аттракционами» балета стали центральные классические партии и танцы, особенно - знаменитое суперпа-де-де из третьего акта, эта квинтэссенция всего великолепия классической хореографии.

Прима-балерина может не танцевать всю партию Китри, но это па она обязана исполнять. Это - как сыграть Гамлета. Пермские балерины прекрасно освоили эти победительные 32 фуэте, и не случайно в качестве юбилейного спектакля Елены Кулагиной был избран именно «Дон Кихот».

И все же «Дон Кихот» - это классический балет об Испании. Его хореографическая уникальность - в сочетании классических и этнических танцев. Эти два начала возможно соединить и сделать равноправными, и это еще раз доказала постановка балета, осуществленная в Большом театре в 1999 году.

Именно эту постановку художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян и руководитель балетной труппы Наталья Ахмарова избрали в качестве основы для обновления пермского варианта «Дон Кихота». Сценическую версию Большого театра переносила на пермскую сцену солистка Большого Юлиана Малхасянц (родом из Перми), декорации нарисовал киевский художник Андрей Злобин, эскизы костюмов - Анна Ипатьева, тоже из Киева.

В прошедший уик-энд состоялась долгожданная премьера. Долгожданная, потому что переносилась несколько раз еще с прошлого сезона: были проблемы с финансированием. Проблемы, кстати, еще не до конца решены, поскольку не все работы оплачены. Генеральный прогон проходил в «полукостюмах»: восемь пермских ателье и все театральные мастерские лихорадочно дошивали роскошные наряды к премьере. Успели. «Дон Кихот» предстал перед пермским зрителем во всем задуманном великолепии.

Задача «добавить в балет Испании» была выполнена и перевыполнена - в основном, за счет танцев первого акта. Балетная труппа показала новое лицо: молодежь получила возможность достойно себя проявить. Публика хорошо запомнила имена жизнерадостных «цыганок» Екатерины Тарасовой и Ирины Рыбкиной. Лауреат «Арабеска» Николай Вьюжанин умудрился выигрышно подать роль незадачливого жениха Китри Гамаша. Ярко заявила о себе Дарья Соснина в джиге во втором действии. Что же до центрального «этнического» дуэта Тореадора и уличной танцовщицы, то его исполнили Артур Шестериков и Наталья Макина. И здесь особенно заметно было, как прав был Касьян Голейзовский, который говорил, что характерные танцы должны быть поставлены «под исполнителя»: Макина совершенно не похожа на величественную вамп Дьяченко, она задорная, слегка угловатая, дразнящая. Поэтому и танец получил совсем другой характер.

И все же... Даже не танцы оказались в центре внимания во время премьеры, а декорации, созданные Андреем Злобиным. Злобин вообще личность примечательная. Когда он пришел на пресс-конференцию, журналисты решили, что это телохранитель Натальи Ахмаровой, однако обладатель массивной фигуры, угрожающе посверкивающего черепа «а-ля Вин Дизель» и черных кожаных штанов оказался тончайшим художником, нежно чувствующим нюансы различных культур.

В декорациях Злобина перед публикой предстала Испания. Но не та Испания, которую лицезреют туристические толпы, а Испания старинных книжных гравюр, полуфантастическая страна, которая живет в мечтах книжных романтиков, как в мечтах безумного Рыцаря Печального образа жили замки, населенные драконами и великанами. На этих декорациях столько деталей, что поневоле отвлекаешься, рассматривая их во всех подробностях - в этом смысле они похожи на книжные иллюстрации Станислава Ковалева, вот только картинки в книге можно разглядывать сколько хочешь, а тут отвлечешься на все эти башенки и улочки - и половину танцев пропустишь. При этом художник принципиально сдержан в колорите: декорации выглядят так торжественно и великолепно вовсе не за счет ярких красок. На сценических задниках изображена огромная страна, и это как бы добавляет пространства самой сцене. Великолепие сценического оформления от действия к действию становится все ярче и достигает кульминации в сцене королевского бала, решенной в светлых, элегантных тонах. Впечатляет не только эстетика, но и, так сказать, инженерное решение декораций. Например, ветряная мельница: таких еще не бывало - ни в жизни, ни в театре.

«Неужели вы все это нарисовали своими руками?» - восхищались журналисты на пресс-просмотре. «Другого способа пока не придумали», - скромно отвечал «телохранитель Ахмаровой».

Хотя бы для того, чтобы как следует разглядеть декорации, нового «Дон Кихота» надо посмотреть не один раз. Но не только поэтому. Дело в том, что роль Китри танцуют три разные балерины - Елена Кулагина, Наталья Моисеева и Юлия Машкина. И это три разных Китри. Соответственно, три разных спектакля. 9 октября танцевали Елена Кулагина и ее постоянный партнер Радий Миниахметов, общепризнанно - лучшие Китри и Базиль труппы.

Кстати, буквально накануне премьеры пришло известие о том, что журнал «Балет» наградил Елену Кулагину премией «Душа танца» в номинации «Звезда».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться