Индекс мандаринов
Как меняются цены после запрета на ввоз продовольствия из Турции
Больше года назад в России начало действовать ограничение ввоза продовольствия из стран Евросоюза и США. 1 января 2016 года его дополнили новые санкции — на этот раз в отношении Турции. А эта страна, между тем, является основным поставщиком томатов и цитрусовых на территорию нашей страны.
Правительство запретило поставки из Турции в Россию помидоров, огурцов, цветной капусты и брокколи, апельсинов, мандаринов, винограда, яблок, груш, абрикосов, персиков, слив, земляники, клубники, курицы, гвоздики и соли. Запретить хотели и лимоны, но выяснилось, что 38% импортных лимонов — турецкие, поэтому их ввозить разрешено.
Руководители двух крупнейших пермских сетей — «Вивата» и «Семьи» — говорят о том, что практически всем турецким продуктам нашлась замена.
Владелец торговой сети «Норман-Виват» Вадим Юсупов отмечает, что опыт предыдущего эмбарго 2014 года, которое оказалось неожиданным и наиболее сложным, помог преодолеть трудности. Несмотря на крупный экспорт из Турции овощей и фруктов, удалось привлечь альтернативу из других стран: Марокко, Китая, Ирана, Сирии и Египта.
В «Семье» томаты из Турции заменили помидорами из ЮАР, мандарины теперь продают из Марокко, Китая и Грузии.
«С фруктами и овощами очень тяжёлая ситуация. Мы только худо-бедно начали работать после ввода первого эмбарго, был достаточно большой объём турецкой продукции: более половины — турецкие томаты и очень высокий процент мандаринов, — говорит директор по развитию торговой сети «СемьЯ» Елена Гилязова. — Что-то находится, что-то нет. Но это не всегда адекватная замена, аналоги уступают в цене и качестве. Введение эмбарго на лимоны привело бы к тому, что о них мы бы забыли».
Елена Гилязова отмечает, что санкции России в отношении импортных продуктов влекут не самые лучшие последствия для покупателей. «Ассортимент сыров значительно хуже, чем был до эмбарго, — говорит она. — Даже тот ассортимент сыров, который начали производить на территории России. Качество принципиально другое, а цена примерно такая, какая была у сыров, которыми торговали до ввода эмбарго».
Ритейлеры признают текущий и неизбежный в перспективе рост цен. «Большинство товаров имеет единые мировые цены, они повышаются и у нас из-за роста курса евро и доллара», — рассуждает Вадим Юсупов.
«Цены будут расти. Куда они денутся: доллар растёт, поэтому увеличиваются цены на все продукты, которые закупаются за пределами России, а многие из них невозможно произвести в России, — соглашается Елена Гилязова. — Но рост этот плавный, по той причине, что падает покупательная способность населения. Мы не можем значительно поднимать цены и вынуждены снижать собственные доходы».
Гилязова отмечает снижение покупок после новогодних праздников. Кроме того, пермяки стали предпочитать мелкую фасовку, увеличивается доля штучных продаж продуктов. Вместе с тем средний чек не вырос на ту величину, на которую повысилась стоимость продуктов, — люди ограничивают и перераспределяют свой финансовый ресурс. Например, в рыбном гастрономе выбирают не дорогую рыбу, а селёдку.
То, что пермяки переходят при выборе продуктов на дешёвые варианты, подтверждает Вадим Юсупов. С другой стороны, он заверяет, что в сети «Норман-Виват» по итогам 2015 года произошёл рост покупок на 4%. «Коллеги говорят о падении спроса, у нас пока такого нет», — говорит предприниматель.
Юсупов замечает, что в среднем потребительские цены в Пермском крае выросли на 14%, в то же время плодоовощная продукция стала дешевле на 10—20%, чем в прошлом году, а её продажи упали на 10—20%. Это произошло, предположительно, по той причине, что население стало развивать личные подсобные хозяйства.
«Сейчас получили уведомления от большинства производителей бытовой химии и косметики о повышении цен от 7 до 15%. На продукты питания пока таких уведомлений о повышении цен нет», — рассказывает Юсупов. Предупреждать поставщики начинают за месяц-два до запланированного роста.
Краевое правительство предпринимает свои меры для улучшения ситуации с продовольствием. В 2015 году в регионе увеличены объёмы производства птицы, свинины, молока, и наращивание будет продолжено в дальнейшем. Об этом рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Иван Огородов. Рост наблюдается как у сельхозорганизаций, так и у крестьянско-фермерских хозяйств. Но в растениеводстве пока — серьёзный недобор продукции, за исключением картофеля и некоторых других овощей.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.