Вопреки опасностям мира
В Пермской государственной художественной галерее открылась выставка «Вышивка. В пространствах личного счастья»
Открывали выставку серьёзные мужчины. Краевой министр культуры Игорь Гладнев и сенатор Григорий Куранов рассказывали о том, что дамские рукоделия, старинные и современные, — это вовсе не пустяк и не мелочь, а такая же важная и совершенно необходимая часть материальной культуры, как и всё прочее, масштабное. Над залами витал дух трогательной старины и милой ностальгии. Оказывается, творить счастье — это класть один за другим живописные стежки на ткани. Простая бытовая магия…
Главная идея выставки — рукоделие как искусство. Все экспонаты, от винтажных аксессуаров для вышивания до огромных полотен гладью, крестиком, «насыпью», эту простую идею поддерживают.
Альбом с руководством для вышивания, старинные шкатулки и игрушки-игольницы, крестильные вышитые платьица для младенцев в первом зале выглядели до умиления хрупко. Крестильное платье раньше всегда и непременно делали сами — не бегали за ним в магазин, и это напоминает о том, что вышивка — рукоделие, магическое по своей природе, сильнейший и древний оберег; часть того животворного колдовства, с помощью которого женщина строила и удерживала хрупкое семейное благополучие, ворожила над здоровьем и счастьем ближних — с иголкой наперевес, вопреки опасностям мира.
Роскошное церковное золотное шитьё во втором зале впечатляет ещё сильнее. В воспоминаниях англичанина, в XVI веке приехавшего в Россию, сохранилась запись о том, что, вообще, в России ремёсел небогато, но вот женщины-золотошвейки — мастерицы изумительные. Церковная традиция поддерживала их мастерство: всё лучшее, всё самое драгоценное — материалы, ткани, навыки — шло на облачения священников. Самый старый предмет выставки находится именно в этом зале — подвесная пелена для иконы «Богоматерь Одигитрия Седмиезерная», строгановское лицевое шитьё начала XVII века. Искусство вышивальщиц поражает особенно сильно, когда понимаешь, что ровный атласный лик Богородицы — это не аппликация из ткани, а тончайшая ровная вышивка шёлком.
В следующих залах вышивка предстаёт как вполне мирское искусство, но французская нарядная накидка XVIII века, оказывается, пригодилась Строгановым для благотворительного взноса церкви — отдали в Очёрский храм. Только крест сверху пришили — и получилась престольная пелена.
Вышивка бисером, бисером же отделанные чубуки, маленькие кошельки и ридикюли в следующем зале — XVIII и XIX веков. Дамы обожали мотивы «символические», с тайными признаниями в любви — толкования символов они брали из старинной голландской книги, привезённой в Россию ещё при Петре I.
Огромные полотна на стене, похожие на гравюры, — это французские вышивки-репродукции с полотен Рафаэля и прочих великих живописцев. Работа тончайшая, трудно даже предполагать, сколько времени и усилий она требовала.
Чтобы мы всё-таки поняли, что стоит за этим трудом, куратор выставки — хранитель отдела декоративно-прикладного искусства галереи Галина Кимвалова — на стене одного из залов поместила отрывок из произведения писателя XIX века Сергея Терпигорева:
«В конце осмотра был показан пеньюар — это было нечто удивительное. Весь вышитый гладью: дырочки, фестончики, кружочки, цветочки — живого места не было, всё вышито.
— Ну, а сколько ж, тётенька, времени вышивали его?
— Два года, мой друг. 12 девок два года вышивали его, три из них ослепли…»
Никто не считал, сколько девок ослепло над роскошной китайской вышивкой гладью — она выставлена в следующем зале, или над испанской шалью, на которую тоже сильно подействовали китайские традиции рукоделия, но выглядит всё это крайне впечатляюще.
ХХ и XXI век вышивать не перестали. В последнем зале представлены работы художницы Александры Бычковой-Кольцовой в стиле ар-деко, и они смотрятся очень современно. На стене скромная, но благородная вышивка белой нитью — по легенде, наволочка для супруги Черчилля, приезжавшего в Россию с визитом.
Совершенно неподражаемо панно белым по белому с советскими лётчиками — «святая» троица пилотов дерзко улыбается с большого и несколько выцветшего полотна. Один такой образец способен подарить кучу идей вдумчивому и впечатлительному дизайнеру.
В знак того, что и сегодня вышивка не умерла — вполне современные платья от модных домов, дорогое китайское пальто…
Экспозиция действительно про искусство, а не про ветхие тряпочки — это очевидно. А также о том, как сшить личное счастье — на живую нитку.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.