Лысьвенский металлургический завод — единственный производитель солдатских касок
Официально это изделие называется СШ-40 — стальной шлем образца 1940 года.
Разрабатывать это изделие на Лысьвенском металлургическом заводе начали ещё с 1932 года, но первые образцы были изготовлены только в 1936–1938 годах. Проведённые испытания дали отрицательные результаты: каска пробивалась пулями так же легко, как «иголка протыкает папиросную бумагу». Стали искать новую марку и конфигурацию каски — распределение металла в ней.
Наконец, в 1939 году из стали, которая была выплавлена на одном из номерных спецзаводов города Перми и прокатанной на Нытвенском металлургическом заводе до нужной толщины, были изготовлены образцы, которые соответствовали техзаданию. К 1940 году стальной шлем был готов. Рассказывают, что Михаил Буденный, участвовавший в «госприёмке», сначала попытался разрубить каску шашкой, потом стал стрелять в упор из «браунинга». Каска прошла испытания: к Отечественной войне 1941 года лысьвенцы оказались готовы больше, чем остальные.
В первые же месяцы войны стало понятно, что кооперации с другими заводами не получится, и потому Наркомат принял решение организовать производство нужной листовой стали непосредственно на ЛМЗ. В книгах о том времени написано, что «на заводе имелись сталевары, владеющие высоким искусством сталеварения. Ещё до войны из семнадцати лучших сталеваров страны десять трудились в Лысьве. Правда, трудностей было много: до этого сталевары Лысьвы не имели дела с броневым металлом, печи были не приспособлены». Дополнительным усложняющим фактором было и то, что прокатывать сталь пришлось подросткам 16–18 лет, не имеющим производственного опыта. Однако справились и со сталью, и с технологией, которая была довольно сложной и требовала от рабочих большого мастерства.
Кроме лысьвенцев, каску изготавливал сталинградский завод «Красный октябрь», но к 1943 году по понятным причинам, Лысьвенский металлургический завод остался единственным производителем стальных шлемов в СССР. Тогда же, в 1943 году группа разработчиков этой каски была награждена Сталинской премией, включая Ивана Ястребова (1911–2002), который в будущем станет первым секретарём горкома Молотова (1953–54) и легендарным членом ЦК КПСС. Он будет отвечать за тяжёлую промышленность и энергетику, и его станут называть «совестью ЦК».
За годы войны завод №700 (так назывался ЛМЗ в годы войны) выпустил более 10 млн касок. Она спасла тысячи жизней. Известны слова артиста Юрия Никулина, что лысьвенская каска спасла его от верной смерти трижды.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.