Полюбите своих, и чужие к вам потянутся
Представители власти и бизнеса поговорили о том, как улучшить инвестиционный климат Прикамья
В рамках II Пермского краевого форума «Развитие территорий» прошла экспертная сессия, на которой пытались выяснить, подходящее ли сейчас время для инвестиций, а также понять, что нужно сделать, чтобы Прикамье стало интересным для привлечения капитала. Эксперты проанализировали проблему с различных сторон и пришли к выводу: отставание региона в сфере инвестиционной привлекательности прежде всего обусловлено недостатком информации — как на внешнем уровне, так и внутри самого региона.
Руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Уральском федеральном округе (АСИ) Даниил Мазуровский говорил о национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, в котором Пермский край занял, мягко говоря, не почётное место. Впрочем, эксперт высказал надежду, что ситуация в скором времени может измениться. По его словам, сейчас идёт сбор информации для формирования третьего по счёту рейтинга, где позиции Прикамья могут существенно улучшиться. Если, конечно, предприниматели оценят усилия власти должным образом (на 75% данные рейтинга зависят от опросов предпринимателей).
Составляющие инвестиционного климата
«Есть то, что дано региону природой и предыдущими поколениями. А есть то, что делает сегодняшняя власть, причём на всех уровнях. Не только региональные, но и территориальные управления федеральных органов власти, муниципалитеты формируют инвестиционный климат территории. Можно сказать, что инвестклимат в регионе — это продукт власти, потребителями которого являются предприниматели», — констатировал представитель АСИ.
Эксперт ещё раз напомнил, что составляющие инвестиционного климата делятся на четыре направления. Прежде всего это регуляторная среда, включающая все разрешительные процедуры (получение разрешений на строительство, регистрацию собственности, подключение к сетям). Второе — институты развития бизнеса, третье — доступность инфраструктуры и ресурсов. Ещё одно важное направление — темпы развития малого предпринимательства. Всего при составлении рейтинга учитывается 17 факторов и около 50 показателей.
«После выхода в свет второго рейтинга очень радовались те, кто оказался впереди, но было очень сильное недовольство регионов, которые не по-
пали в лидеры. Мы получили более 150 предложений о коррекции показателей, из них 130 — непосредственно от регионов. Многие из них были вполне конкретными и направленными на улучшение методики расчётов. В результате в методологию было внесено свыше 20 изменений», — рассказал Даниил Мазуровский, перечислив основные нововведения.
В частности, был скорректирован сам процесс выборки. Были выделены малочисленные регионы, где тяжело найти достаточное количество предпринимателей для участия в опросе. Теперь для сбора данных будет опрашиваться не конкретное количество предпринимателей, а 30% от общего количества занятых в бизнесе на той или иной территории.
Зачастую, жалуясь на длительность разрешительных процедур, предприниматели включали в срок согласования и простои, возникавшие по их собственной вине. Например, кто-то из них предоставил неверные данные, документы вернули на доработку, и время исполнения неоправданно затянулось по вине самого бизнеса. Сейчас, по словам Мазуровского, будет учитываться только «чистое» время оказания государственных услуг.
Коррекции подверглись и данные, связанные с сетевыми компаниями. В предыдущем рейтинге учитывалась только скорость подключения предприятий к электрическим сетям. Но очевидно, что существуют большие проблемы с теплом, газом, водой. Эксперты постарались их тоже учесть, но пока за рамками рейтинга, в пилотном режиме.
«Сейчас мы чётко выделяем конкретные муниципалитеты, в которых предприниматели получали ту или иную услугу. Отдельные выборки представлены по моногородам. Введён показатель уровня развития государственно-частного партнёрства. Раньше учитывалось среднее количество проверок предприятий. Теперь будут учитываться все контрольно-ревизионные мероприятия, чтобы выяснить истинную нагрузку на бизнес», — пояснил представитель федерального агентства.
Взгляд на проблему со стороны бизнеса представил управляющий директор ГУН «Девелопмент» Евгений Протопопов, который привёл примеры сразу нескольких «системных сбоев», влияющих на состояние инвестиционного климата Прикамья.
Евгений Протопопов, управляющий директор ГУН «Девелопмент»:
— У нашей компании есть большой опыт в сопровождении входа в регион инвесторов. В последние три года мы работали с целым рядом крупных интересных компаний, в числе которых «Магнит», «Метро», «Касторама» и многие другие. В ряде случаев мы обнаружили системные ошибки, которые не дают Пермскому краю выйти в лидеры по инвестиционной привлекательности, не позволяют интенсивно развиваться.
Главный сбой — многие потенциальные инвесторы просто ничего не знают про Пермский край. Мы регулярно посещаем крупные выставки не только в Москве, но и за рубежом. Там про Пермь, как правило, никто просто не слышал, в отличие от других регионов. Мы обнаружили, к примеру, что на стенде, который развернула на одной из таких выставок Самара, вице-губернатор лично раздавал инвесторам свои визитки. Мы увидели, что Тюмень, презентуя свои проекты, привлекает к этому мэра и вице-мэра города. Когда инвесторы общаются на таком уровне, то в регион заходят очень быстро. Никакие институты содействия не работают так, как прямые контакты с руководителями территорий.
При этом мы ни разу на выставках не встречали серьёзных пермских делегаций, представителей власти и большого количества пермского бизнеса. И это одна из ключевых проблем. Про нас просто не знают. Не знают, что у наших предприятий большой гособоронзаказ, и это позволяет создавать бизнес, связанный с его выполнением.
Вторая глобальная проблема — это земля. Земельные участки в Перми не систематизированы, о них нет подробной информации, никто не знает, где и как её получить. Базы данных появились недавно, системной работы по формированию инвестиционных площадок не было.
Готовых площадок, связанных с землёй, очень мало. Инвесторам очень сложно оценить в нашем регионе потенциальную стоимость коммуникаций для реализации инвестпроектов. Например, у компании «Метро» есть экономическая модель, в которую они закладывают ряд параметров, после чего система автоматически выдаёт заключение, стоит заходить в регион или нет. Так вот, по большинству участков эта компания не может получить данные от ресурсоснабжающих организаций, чтобы просто оценить уровень возможных затрат.
Исключение составляют лишь газовики, которые всегда отвечают чётко. Массу проблем до сих пор создавала компания «Новогор-Прикамье», пока там не нашёлся человек, который стал нам помогать персонально. Пока его не было, мы на 12 писем через месяц получили 12 отписок, в которых не содержалось ровным счётом никакой информации.
Много претензий к власти, потому что инвесторы не понимают, куда им со своими вопросами идти. Зашли к мэру, поговорили — классно! Но у него под рукой нет списка площадок, надо искать структуры, владеющие этой информацией. Инвесторы задают вопрос: «С кем подписывать соглашение, чтобы получить поддержку?» Есть Минпромторг, есть Минэкономразвития, есть Агентство содействия инвестициям, есть Корпорация развития Пермского края, есть профильный департамент. Есть администрация, губернатор. Так куда идти? Путаница полная.
Мы рады, что Агентство содействия инвестициям начало работу, у него появился сайт, интерактивная карта с площадками. В любом случае в крае нужна системная работа по созданию условий, привлекательных для инвесторов.
Инженерная инфраструктура и качество жизни
Когда зашла речь о развитии инженерной инфраструктуры, сетевики в свою очередь пожаловались на отсутствие взаимопонимания в общении как с властью, так и с бизнесом.
Директор филиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго» Олег Жданов в очередной раз посетовал на полное отсутствие документов градпланирования. «Те жалкие документы, которые существуют, не содержат даже половины необходимой информации», — констатировал топ-менеджер. По его словам, сегодня можно найти план поселения на земельном участке под тем или иным кадастровым номером. Но при этом совершенно не ясно, как это поселение вписывается в окружающую среду, по каким землям до него можно дойти, где должны быть проложены коммуникации.
Олег Жданов, директор филиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго»:
— Культура градпланирования утрачена, остаётся надеяться, что не безвозвратно. Всем ответственным лицам рекомендую посетить музеи, например Ильинского или Осы, где можно посмотреть градостроительные планы территорий, существовавших два столетия тому назад. Там всё чётко обозначено: жилые и торговые дома, рыночные площади и проезды. Всё это когда-то у нас было, но теперь пущено на самотёк.
Ещё одна проблема — согласование отвода земли. Средний срок получения разрешений на строительство составляет 186 дней, а средний срок договора о техприсоединении сегодня — 132 дня. Как мы можем присоединить потребителя за 132 дня, если только разрешение на строительство займёт 186 дней? Ведь присоединение — это такая же стройка, такой же объект инвестиций. Поддержка краевого Законодательного собрания позволила изменить региональное законодательство, чтобы мы всё же могли работать. Но мы понимаем, что по большому счёту это отклонение, которое требует урегулирования.
Взаимная ответственность как инвесторов, так и сетевых компаний тоже является одной из проблем. У компании ИКЕА, скажем, было примерно 15 различных площадок под размещение. Это каждый раз отдельный план, техническое решение, которое не делается путём нажатия кнопки. Поэтому и отвечали на запросы мы небыстро.
Есть вопросы и к власти. Заявленное строительство свинокомплекса в Мулянке, под которое был полностью сделан проект, готовый к торгам, так и не состоялось. Проект группы компаний «ПИК» с застройкой Бахаревки вместе с проектом нашей подстанции тоже «растворился». Мы построили на Иве подстанцию, но где инвесторы?
Наши кредиты — это незагруженные центры питания. Они строились на кредитные деньги, за которые придётся региону отвечать вместе с нами. Правительство должно включить затраты, которые уже понесены, в тариф.
Надо понимать, что сами инвесторы не интересуются такими вещами. Они выбирают место для размещения по другим принципам, а потом нам говорят: «Нельзя ли на нашу площадку «перетащить» центр питания?» Если их планы будут меняться каждый год, никто за ними не угонится. Должен действовать принцип «бери и плати».
Итоги этого разговора подвёл генеральный директор ОАО «СтройПанельКомплект» Виктор Суетин. «Где тот «папа», который возьмёт за руку нас всех и согласует все наши планы деятельности в регионе, скажет, где и что должно строиться?» — задал он риторический вопрос, на который не ожидал ответа. Поскольку, по его словам, планов просто нет и на протяжении нескольких лет было «не к кому прийти».
Поэтому «Пермэнерго» строит в пустоту свои мощности, администрация не знает, что возводят строительные компании. «Может быть, мы действительно попытаемся согласовать наши планы развития промышленности и строительства, согласуем эти планы в течение этого года и тогда получится согласовать инвестиционные программы на 2017 год и получить адекватный план на техприсоединение?» — с малой долей оптимизма предположил Суетин.
Где взять деньги на инвестпроект?
Деньги в стране вроде бы есть, действует множество институтов, которые заточены на то, чтобы деньги доходили до реального бизнеса. Но это не всегда получается по ряду причин. О них говорил заместитель генерального директора ОАО АКБ «Перминвестбанк» Александр Воронцов, который уверен, что государство тратит на поддержку и развитие бизнеса гигантские деньги — порядка 5 трлн руб. в год.
Кроме того, в государстве создано около 30 институтов развития по разным направлениям, которые финансируют тысячи реальных программ. Но, по мнению банкира, бизнес этим не пользуется (или пользуется в минимальном объёме) прежде всего из-за недостатка информации. Предприниматели предпочитают идти по самому короткому пути — в банки.
Александр Воронцов пояснил, почему этот путь бесперспективен.
Во-первых, это отсутствие у банков «длинных» денег, поскольку основа фондирования банковской системы — вклады населения «до востребования», которые могут быть изъяты в любой момент.
Во-вторых, высокая стоимость ресурсов (вклады — самый дорогостоящий ресурс, существующий в банковской системе).
Кроме того, банки «наелись» инвестиционных проектов в 2008 году, которые тогда «встали повсеместно».
Более того, как только Центробанк начал наводить в своём ведомстве порядок, выяснилось, что вывод активов осуществляется в основном за счёт финансирования несуществующих инвестиционных проектов. Это подвигло регулятора на ввод изменений в нормативные документы. Как пояснил Александр Воронцов, под вновь введённый критерий — «фактор нереальной деятельности» — могут подпасть даже хорошие проекты, вполне реализуемые. Поэтому налицо сложность рефинансирования таких кредитов в ЦБ.
Ещё один немаловажный момент: крупные частные банки кредитуют в интересах собственника, региональные банки для крупномасштабных проектов просто малы, а госбанки инвестируют средства только по рекомендации государства.
Поэтому финансист порекомендовал бизнесу в поисках в первую очередь обращаться к специализированному институту развития по своему направлению.
К вопросу о целеполагании
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Вячеслав Белов заметил, что «любая ошибка в целеполагании приводит к движению в обратную сторону». Надо работать в этом направлении не потому, что у нас в регионе низкий рейтинг инвестиционной привлекательности, а повышать уровень инвестиционной привлекательности, вследствие чего краю будет обеспечено высокое место в рейтинге.
«Институтов поддержки в регионе достаточно, надо, чтобы они начали работать эффективно. Один из значимых инструментов — информирование, популяризация этих институтов. Надо просто поменять подход», — дал совет омбудсмен.
Вячеслав Белов, уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае:
— Не надо строить всё на ожидании крупного инвестора, да ещё и зарубежного, который придёт с большими деньгами. Нужно максимально структурировать условия, в том числе финансовой поддержки, для конкретного жителя муниципалитета, желающего заниматься бизнесом. Полюбите своих, и чужие к вам потянутся.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.