Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Просто цирк

Театр-Театр презентовал очередной эксцентрический мюзикл

Поделиться

Программку спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» предваряет анонс: «Я соловей, и, кроме песен, нет пользы от меня иной. Я так бессмысленно чудесен, что смысл склонился предо мной…» Казалось бы, при чём тут Игорь Северянин, если спектакль — по мотивам Александра Островского? Думается, авторы спектакля нашли изящный способ «на пороге» сообщить зрителю, что искать в спектакле смысл лучше и не пытаться.

На всякого мудреца довольно простоты

  Алексей Гущин

Авторам мюзикла — композитору Лоре Квинт, поэту Николаю Денисову и режиссёру Борису Мильграму — стоило бы подумать о новом названии спектакля. «На всякого мудреца довольно простоты» — это уж слишком громоздко, да и публику не на тот лад настраивает. От пьесы Островского в тексте осталось, наверное, меньше, чем «рожки да ножки». Даже удивительно, что из этого набора вокальных номеров и цирковой эксцентрики, разбавленных отрывистыми диалогами, всё же вырисовывается вполне чёткий сюжет!

Как и в пьесе-оригинале, молодой человек Егор Дмитриевич Глумов путём нехитрых манипуляций втирается в доверие к «столпам общества» с целью устроить себе карьеру, да и выгодную женитьбу заодно. Все свои траты он записывает в специальный дневничок, где скрупулёзно помечает, сколько, кому и за что заплатил, а также выдаёт нелестные характеристики всем тем, кому так льстит в глаза. Дневничок, само собой, оказывается обнародован, Глумов разоблачён, но не теряется, а умудряется внушить господам, что он им ещё пригодится.

Надо признать, что с текстом пьесы авторы поступили хоть и волюнтаристски, но вдумчиво: все самые «вкусные» фразы первоисточника сохранены и броско отыграны актёрами, а тексты песен временами отрадно остроумны. Не надо, впрочем, ждать от текста, а тем более музыки чего-то выдающегося: театр ставил водевиль, а для этого жанра нужны не арии, не немудрящие куплеты. Они и звучат.

На всякого мудреца довольно простоты

  Алексей Гущин

Лора Квинт, у которой уже были некие заготовки музыки для этого сюжета, предоставила довольно сырой материал, и музыкальный руководитель театра Татьяна Виноградова отменно с ним поработала. Некоторые аранжировки, правда, уж слишком эстрадны, «запилы» электрогитар порой звучат диссонансом общей эстетике. Зато очень на месте баян (бодрое исполнение Александра Соснова) и балалайка в руках Дмитрия Заякина. Они не только вносят нотки русской архаики, но и «жгут» вполне по-современному.

С вокалом дела обстоят похуже: из «голосистых» актёров труппы в спектакле заняты лишь Евгения Барашкова и Альберт Макаров, о которых нужен отдельный разговор, с остальными Виноградова поступила разумно: если они не могут петь по-настоящему, пусть и не пытаются, главное, чтобы не фальшивили.

Словом, музыкальной роскоши новый мюзикл зрителям не дарит. Зато присутствует роскошь визуальная! Как и обещал в своём интервью «Новому компаньону» художник спектакля Виктор Шилькрот, первое и второе действие представляют собой два разных мира. В первом действии сцена уставлена ширмами, разными по форме и величине, но одинаково серыми; впрочем, иногда оборотная сторона ширмы оказывается приятно пёстренькой, как набивной русский ситчик. В этой сценической «инсталляции» многое читается: здесь и намёк на театральность, условность всего происходящего, и указание на то, что дела проворачиваются и карьеры строятся в основном в спальнях и будуарах.

Во втором действии на сцене настоящая инсталляция: в сложносочинённой конструкции Шилькрот объединил дворец с цирком — здесь и ампирные изогнутые линии, и фривольные репродукции Антуана Ватто, и нечто вроде циркового зала с высокими рядами сидений и лестницами, с оркестром на возвышении, под самым «куполом».

На всякого мудреца довольно простоты

  Алексей Гущин

Цирк для постановщика Бориса Мильграма принципиально важен: это его главная фишка. Весь вечер — так и хочется сказать «на арене» — фокусники, жонглёры и акробаты. Городулин в исполнении Альберта Макарова выезжает на сцену на велосипеде, Егор Курчаев предстаёт в двух лицах — «рыжем» и «белом», в кульминационный момент героя засыпают серпантином… Театр-Театр показывает цирк-цирк!

Вся эта веселуха особенно броско расцветает во втором действии, а с первым всё не так радостно: оно и вяловатое, и затянутое, и шутки в нём порой на грани дурного вкуса. Публика реагирует соответственно: в зале раздаются лишь отдельные смешки, а аплодисменты сопровождают лишь особенно удачные выходы.

Таковых выходов два. Альберт Макаров хорошо смотрится и активно будит задремавшую публику не только из-за огромного велосипеда и необъятных усов, но и благодаря внутренней динамике, особой актёрской энергии, которая делает его органичным в предложенных постановщиком, прямо скажем, непростых обстоятельствах — он и шут гороховый, и деловой человек, чиновник; и персонаж времён Островского, и современный ироничный наблюдатель.

Что же касается Евгении Барашковой в роли гадалки Манефы, то это просто праздник какой-то, фейерверк актёрского мастерства! Изумительное владение голосом — не только певческим, но и просто голосом: с таким умением его менять, думается, актриса могла бы сделать карьеру пранкера. Смелая, эксцентричная, почти клоунская мимика. Умение создать цельный, энергичный характер в коротком эпизоде… Словом, можно идти смотреть только на Барашкову, это её бенефис!

На всякого мудреца довольно простоты

  Евгений Тернавский

Оба появления Манефы на сцене выглядят как вставные номера, так игра Барашковой выделяется на общей ткани спектакля. Да и оформлены они соответственно: Манефу сопровождает бодрая «подтанцовка» в исполнении студентов целевого курса Пермского института культуры, которые вообще очень украшают спектакль, выступая в качестве массовки.

Говоря честно, хороших актёрских работ в спектакле немало, собственно, все центральные герои — и Мамаев (Сергей Семериков), и его супруга (Наталья Макарова), и Крутицкий (Михаил Гасенегер) — отторжения не вызывают. Особенно хочется аплодировать дамскому дуэту Турусиной (Елена Старостина) и её племянницы Машеньки (Юлия Захаркина) — обе вовсю валяют дурака, но строго в рамках сценического образа.

Им помогают остроумные костюмы Ирэны Белоусовой, острохарактерные, с намёком на ретро, но без стремления к назойливой «исторической правде».

Всё это, увы, не касается главного героя. Сергей Детков в роли Глумова говорит почему-то подчёркнуто по-пермски, в самом «низовом», «пацанском» варианте этого говора. Возможно, актёр и постановщик хотели тем самым подчеркнуть, что Глумов — парвеню, этакий трамвайный хам, рвущийся в верха, но звучит это так, как будто актёру просто лень было осваивать литературную речь. С «цирковыми» номерами Деткову не повезло — для него их не придумали, что касается пения — это не его козырь. Словом, вульгарное просторечие — единственное, чем популярный исполнитель роли географа Служкина блещет в новом спектакле.

Очередной мюзикл Бориса Мильграма — спектакль весьма неровный, распадающийся на отдельные номера и прочие составляющие. Что ж, если уж зритель идёт в цирк, то он и должен ждать дивертисмента. Или, говоря по-цирковому, ревю.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться