Размышления на ящиках
Почему журавль в небе лучше синицы в казарме?
Сложные и противоречивые чувства возникли при знакомстве с выставкой «Море возможностей», которая призвана рассказать всю историю нереализованных проектов и несостоявшихся переездов Пермской государственной художественной галереи.
«А, опять про галерею. Сколько же можно об одном и том же?..» — подумает читатель и будет по-своему прав. Но по-моему, нет, не прав, потому что серьёзного, вдумчивого разговора о судьбе подлинной жемчужины Перми, коей, несомненно, является уникальная коллекция произведений искусства Пермской галереи, не было.
Вероятно, устроители выставки «Море возможностей» действительно хотели показать всю историю несостоявшихся переездов, но в силу разных причин им это не удалось. Слишком долгая и причудливая, полная загадок и интриг эта история.
Для начала вспомним, а когда же началась история «переездов» галереи?
Кто-то скажет, что в 2014 году, когда сверху (но не свыше) решили перевезти галерею из Спасо-Преображенского кафедрального собора в здание казармы бывшего военного училища — ВКИУ. Кто-то скажет, что история началась раньше, в 2013-м, когда перевезти галерею хотели в здание Речного вокзала. Кто-то вспомнит про историю с проектами Петера Цумтора, про «ожерелье Камы» или проект, втиснутый на склон между бывшим ВКИУ и железной дорогой. Кто-то, возможно, вспомнит, что этот же архитектор в 2008 году был председателем жюри амбициозного международного архитектурного конкурса PermMuseumXXI, где проектировалось здание на месте бывшего ДК ОАО «Телта» и сада им. Гоголя. Кто-то постарше вспомнит, что в 2004 году было проектное предложение разместить новое здание галереи на месте Пермской кондитерской фабрики — на углу улиц Петропавловской и Попова. Некоторые заглянут дальше и вспомнят о Всесоюзном архитектурном конкурсе 1993 года, где здание проектировалось в квартале с мечетью — над кондитерской фабрикой. Президент Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева наверняка вспомнит, что с 1976 года, когда она возглавила учреждение, было ещё много различных предложений и проектов переезда галереи.
На минуту остановимся. С 1976 года прошло ровно 40 лет. Юбилей. Нет, не грустный юбилей, а светлый: за эти годы под руководством Надежды Беляевой и нынешнего директора Юлии Тавризян Пермская государственная художественная галерея стала крупнейшим региональным художественным музеем России, сохраняющим масштабные разноплановые уникальные коллекции произведений отечественного и зарубежного искусства.
Что же касается истории переездов галереи, то началась она не 40 лет назад, а гораздо раньше — 84 года назад!
Вспомним, что история создания Пермского художественного музея началась в 1890 году, когда в Перми был создан Научно-промышленный музей, при котором в 1902 году открылся художественный отдел. К 1907 году в собрании отдела числились работы профессора Академии художеств, исторического живописца Василия Верещагина и его брата Петра Верещагина, подаренные художниками родной Перми. В отдел поступали работы выдающихся русских художников Николая Гущина, братьев Сведомских и других. Это и послужило основой формирования коллекций будущего Художественного музея, открывшегося 7 ноября 1922 года.
В 1920-е годы коллекция музея пополнялась за счёт Государственного музейного фонда, созданного в результате национализации частных собраний. В 1929 году впервые в стране в музее открылась экспозиция современного искусства Урала, ставшая началом собирания искусства XX века.
Подлинный расцвет музея начался в 1932 году, 84 года назад, когда он переехал в здание бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором удалось сохранить уникальный резной иконостас.
В 1936 году музей получил новое название — Пермская государственная художественная галерея. Ещё один юбилей: в этом году отмечается 80 лет этого события.
Сегодня коллекции Пермской галереи насчитывают свыше 50 тыс. единиц хранения. В них входят произведения отечественного, западноевропейского искусства различных художественных школ, стилей и направлений XV—XX веков; живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство России и Европы. В галерее собраны коллекции античной керамики, искусства Древнего Египта, тибетской бронзы, прикладного искусства Японии, Индии, Китая. Аутентичным является собрание работ пермского звериного стиля. Гордостью галереи является уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры, насчитывающая около 400 памятников XVII — начала XX века. Особую ценность представляет и собрание икон Строгановской школы.
Каждая из этих уникальных коллекций замечательных произведений достойна отдельной экспозиции в просторных залах, каждая требует достаточного, хорошо оборудованного пространства в фондохранилищах. Требуются площади для архива, научной библио-теки, большие площади нужны для реставрационных мастерских, для временных выставок, для лекториев и работы с фондами.
Можно по-разному относиться к советской власти, но решение о размещении художественного музея в кафедральном соборе явилось гениальным политическим и градостроительным решением! Спасо-Преображенский кафедральный собор являлся и является до сих пор самым красивым и самым знаковым зданием Перми, а размещение коллекций музея в его стенах многократно усилило значимость и знаковость этого места и здания!
Градостроительное решение — это не новый фасад, не красивая картинка, а решение градостроительных задач и проблем. Сейчас такая проблема — новое размещение художественной галереи, и размещаться она должна не хуже, а лучше, чем раньше!
Главный пермский музей должен непременно располагаться в самом красивом здании на самом знаковом месте города. Переезжать из такого значительного здания, как собор, можно только при том условии, что новый дом пермских богов будет не хуже, а лучше собора. Если в этом нет уверенности, то стоит постараться найти такое решение, при котором останется возможность и надежда на лучшее.
Знаю, есть мнение, что всё уже решено, что для галереи уже приобретено здание, что надо довольствоваться тем, что есть, а то и этого не будет, что синица в руках… и так далее.
Не соглашусь, что уже поздно.
Что можно и нужно сделать сейчас? Как это ни покажется банальным, надо проектировать и строить новое здание для галереи. На это потребуется всего два года, то есть столько же, сколько на реконструкцию бывшей казармы, но в итоге Пермь получит новое здание галереи площадью 20 тыс. кв. м вместо 12 тыс. кв. м, которые планируется получить при реконструкции и надстройке казармы. Новое здание с участком для дальнейшего развития.
Никогда не бывает слишком поздно. Никогда не поздно принять правильное решение.
Пермская государственная художественная галерея нуждается в новом здании — самом красивом и знаковом здании Перми, в просторном светлом здании в самом презентабельном месте города, таком, например, как эспланада, где сходятся и пересекаются многочисленные интересы людей, где ощущается притяжение места и сконцентрированы культурные учреждения, где есть территория для дальнейшего развития музея, для взаимодействия с другими объектами. Это выход музея к людям, обращение к городу и миру, что соответствует новой концепции галереи.
По большому счёту то, что, несмотря на огромное «море возможностей», галерея до сих пор не переехала из кафедрального собора в какое-то наспех приспособленное здание, это очень хорошо! Это знак судьбы, говорящий о том, что галерея ждёт свой новый дом, достойный её уникальных коллекций и статуса крупнейшего регионального художественного музея России.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.