В каждой стране — своя история
В Перми открылась знаменитая выставка «Разные войны»
Это удивительный пример выставки, которая внешне неброска, не поражает ни уникальностью экспонатов, ни изысканным дизайном, но при внимательном рассмотрении трогает до трепета и заставляет думать, думать, думать… «Разные войны» открылись бы в Перми неизбежно, ведь председатель Пермского отделения Международного общества «Мемориал» Роберт Латыпов был автором её замысла и одним из международных кураторов. Но решено было, что откроется она в рамках общественного фестиваля «Мосты», в контексте большого разговора об исторической памяти и её самых трудных моментах.
Выставка создавалась рабочей группой «Историческая память и просвещение» при гражданском форуме «ЕС — Россия», объединяющем около 150 негосударственных организаций. Англоязычная экспозиция была показана в Праге, Берлине и в Европарламенте в Страсбурге. Русскоязычная — в Москве, Екатеринбурге, а теперь и в Перми. Авторы взялись показать, как по-разному трактуется тема Второй мировой войны в учебных программах разных стран Европы.
За основу экспозиции были взяты действующие школьные учебники шести стран: России, Германии, Италии, Польши, Чехии и Литвы, которые рассматривались с точки зрения шести ключевых тем: договор Молотова — Риббентропа и секретные протоколы 1939 года, холокост, жертвы войны, депортации и насильственные переселения, последствия войны и память о войне в современном мире — слова, символы, ритуалы. Получилась интереснейшая картина национальных особенностей исторической памяти.
Оказывается, даже на вопрос, когда началась война, в разных странах отвечают по-разному. Русские школьники говорят: «22 июня 1941 года», в большинстве стран Европы называют 1 сентября 1939 года — дату вторжения немцев в Польшу, а, например, в Чехии начало войны — это сентябрь 1938 года, когда по Мюнхенскому соглашению часть территории Чехии была передана Германии с согласия стран будущей антигитлеровской коалиции. Впервые в мировой истории страны поделили чужую территорию, а немного спустя, 15 марта 1939 года, за полгода до вторжения в Польшу, немцы захватили всю территорию Чехии. Уже без согласования с другими странами, просто ввели танки. Это был настоящий захват, о котором учебники других стран почему-то умалчивают.
Судя по чешским учебникам, это до сих пор огромный национальный шок. Вот очень выразительное фото: немецкоязычное население Судет приветствует фашистскими зигами приход германских войск, и среди радостной толпы — чешка, которая вынуждена поднять руку в фашистском приветствии, но при этом вытирает слёзы платочком. Кстати, все иллюстрации на выставке — фотографии, карикатуры, карты — взяты из проанализированных учебников, ни одной нет «посторонней».
Чешская нация была настолько подавлена тем, что страна была брошена Гитлеру, как кость собаке, что в Чехии практически не было сопротивления. Но ведь в школьниках надо воспитывать национальную гордость! Поэтому особое внимание уделяется одному действительно важному и драматичному эпизоду в истории этой войны — уничтожению немецкого протектора Рейнхарда Гейдриха в Праге в 1942 году. Гейдрих был исчадьем ада, и его ликвидация была настоящим подвигом нескольких чешских парашютистов. Последствия этой казни были ужасными: жертвой стала деревня Лидице, в которой кто-то якобы помогал сопротивленцам. Памятник в Лидице — главный национальный чешский мемориал войны, очень трогательный: все жители деревни изображены в скульптуре с портретным сходством. Круглый год памятник завален цветами и игрушками.
В российских учебниках, как показал анализ, в целом сохраняется советский нарратив в трактовке войны: вероломное нападение, Брестская крепость, Смоленск, Ленинград, Сталинград. Карты со стрелками и названиями армий. Ни в одном зарубежном учебнике детей не грузят названиями воинских частей. Есть, впрочем, и отличия от советской традиции: так, очень много внимания уделяется роли православной церкви в сопротивлении нацизму, а также всячески подчёркивается славная деятельность НКВД в годы войны.
Принципиальное отличие от советской традиции — в описании ситуации на оккупированных территориях: если раньше говорилось только о зверствах фашистов и действиях партизан, и казалось, что буквально всё население участвовало в сопротивлении, то теперь появилась тема коллаборационизма, говорится о полицаях, об армии Власова.
Тему антигитлеровской коалиции и ленд-лиза разные российские учебники трактуют по-разному: кто-то в соответствии с советской традицией ругает союзников за несвоевременное открытие второго фронта, а кто-то признаёт, что ленд-лиз серьёзно помог советским жителям и воинским частям.
По мнению авторов выставки, в российских учебниках по-прежнему не выработан здравый, научно обоснованный подход к теме захвата Советским Союзом территорий соседних территорий — Прибалтики, Бессарабии, части Финляндии. Авторы учебников скромно именуют этот процесс «присоединением новых территорий».
В учебниках Германии весь нарратив пронизан темой национальной вины. Именно национальной: немцы возлагают вину за глобальную катастрофу на нацию, а не на Гитлера. Очень тщательно, абсолютно беспристрастно показана безжалостная система нацизма — от идеологии до технологий, вплоть до подробного рассказа о том, как утилизировались зубы и волосы уничтоженных евреев.
Авторы выставки оценивают взгляд немецких учебников на историю страны как очень честный, а подход — как очень поучительный. Кроме всего прочего, интересно, что немецкие дети проходят тему Второй мировой войны трижды за школьный курс истории! В школьном курсе также предусмотрена обязательная экскурсия в концлагерь, иногда несколько экскурсий. Дети самостоятельно анализируют подлинные нацистские документы, в том числе книгу Гитлера Mein Kampf на семинарских занятиях, делают разбор выступлений Геббельса.
Ключевым, переломным моментом в истории войны немецкие учебники считают Сталинградскую битву — она трактуется как начало заката фашизма.
В школьной программе — самостоятельное изучение подлинных писем немецких солдат из сталинградского «котла».
Серьёзное внимание уделяется антигитлеровскому сопротивлению немцев, например деятельности организации «Белая роза». В целом немецкая школьная программа построена так, что дети должны дать самостоятельную оценку фашизму. Социальная ситуация и идеология современной Германии показывают, что такой подход приносит наилучшие плоды.
Совсем другое дело — учебники страны, где зародилась идеология фашизма, — Италии. Здесь мало внимания уделяется событиям вне страны, в том числе на русско-немецком фронте, где итальянцы тоже принимали участие в военных действиях и 80 тыс. итальянских солдат погибли. Обо всём этом говорится одной фразой: «Итальянская армия воевала на двух направлениях».
Акцент сделан на национальной истории. Начало Второй мировой войны для Италии — 1935 год, вторжение итальянских войск в Эфиопию, которое завершилось в 1936 году захватом страны. В описании итальянского Сопротивления учебники содержат много интересных фактов, неизвестных не только российским школьникам, но и многим профессиональным историкам: оказывается, в стране шла настоящая гражданская война, все воевали против всех: кто-то за короля, кто-то за Муссолини, кто-то за союзников.
Авторы учебников Литвы и Польши находятся в чрезвычайно сложной ситуации. Их страны были оккупированы трижды: Советским Союзом, затем Германией и снова Советским Союзом. «Мы — страны-жертвы, нас предали», — так можно сформулировать лейтмотив этих учебников.
В учебниках Польши решение властей сдаться СССР трактуется как историческая ошибка: казалось, что попасть в славянские руки лучше, чем в тевтонские. Но советская оккупация вылилась в депортации, лагеря для польских военнопленных, в катынский расстрел. Обо всём этом учебники рассказывают очень подробно. Новой для большинства русских наблюдателей окажется тема внутренней польско-украинской войны, которая шла на территории Волыни: Украинская повстанческая армия вела боевые действия против Польши. Жертвами стали около 100 тыс. человек, ещё 300 тыс. оказались вынужденными мигрантами. Огромная трагедия, практически неизвестная в России.
Поводом для национальной гордости является польское Сопротивление. Только в Армии Крайовой участвовало около 400 тыс. человек, а была ещё Армия Людова и много других антифашистских воинских формирований. Работали подпольные школы, клубы и университеты, издавались газеты и даже журналы… Это было самое масштабное сопротивление в Европе, которое позволило вопреки геноциду сохранить национальную культуру.
Военная история Польши изобилует драматическими моментами, а школьные учебники этой страны — крайне познавательное чтение для граждан других стран. Очень подробно и беспристрастно рассказывается о поляках — жертвах депортаций нацистов и НКВД. В 1940 году НКВД вывез около 240 тыс. поляков в восточные и северные районы России. Две трети из них погибли.
Литовские учебники старательно рисуют образ «страны-жертвы». В учебниках приводится карикатура 1939 года, на которой изображены Сталин и Гитлер в обнимку: уже тогда литовские карикатуристы заметили сходство между двумя режимами и их лидерами. В трактовке трудных тем литовские педагоги придерживаются аккуратного умалчивания: обходят тему сотрудничества с оккупационными режимами, которое было очень активным, а об участии литовцев в холокосте говорят, что люди вынуждены были выдавать евреев под страхом смерти. На самом же деле литовцы уничтожали евреев очень активно, и, судя по учебникам, нация ещё не созрела до признания исторической вины. В Литве по-прежнему существует психологический диссонанс, конфликт памяти, болезненная точка, которая заметна даже в школьных учебниках. Учебники отразили идущую в обществе дискуссию, в которой ещё нет результата.
Создавая выставку, её авторы из шести стран старательно уходили от интерпретаций: учебники, по их мнению, говорят сами за себя. Однако это решение небесспорно: выставка такая бесстрастная, что её трудно воспринять при самостоятельном просмотре. Лучше всего записаться на очень интересную экскурсию Роберта Латыпова. Если же такой возможности нет, будьте готовы, что придётся поработать: не только рассмотреть стенды, но и полистать учебники самостоятельно, посидеть с планшетниками, которые заботливо разложены на круглом столе.
Выставка «Разные войны» работает в Центре городской культуры на ул. Пушкина, 15 до 31 июля.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.