Афиша как искусство
В Пермской галерее работает выставка советского киноплаката
Выставка, которая открылась на втором этаже Пермской государственной художественной галереи, погружает в удивительно уютную атмосферу. Причина — даже не в экспонатах, а в сопровождении: из динамиков монитора всё время слышится то «Я иду, шагаю по Москве», то «Чита-грита», и множество прекрасных воспоминаний о прекрасных советских фильмах неизбежно улучшают настроение.
Галерея отмечает Год кино. В её бездонных и неисчерпаемых запасниках хранится, кроме всего прочего, редкая коллекция советских киноплакатов 1920—1930-х годов, а недавно появилась ещё подборка киноафиш 1970—1980-х годов — подарок Пермской синематеки. Небольшая выставка, в которую вошли самые яркие экспонаты из этих собраний, пунк-тирно рисует историю советского кино от самого его зарождения в 1918 году до момента исчезновения Советского Союза, а попутно показывает, как менялся стиль жизни и искусства за эти 70 лет.
Куратор выставки Тамара Шматёнок подробно и с удовольствием рассказывает о каждом плакате. По её словам, все они примечательны, и все авторы, работы которых представлены, — настоящие мастера этого жанра.
Самый ранний из показанных плакатов — работа Александра Апсита, мастера плаката политического. За всю жизнь он нарисовал только два киноплаката, один из которых не сохранился, а второй был отпечатан небольшим тиражом, но в Пермской галерее отыскался экземпляр. Публицистический фильм «Труд и капитал» был снят в 1918 году, и его афиша сделана в лучших традициях политической агитации того времени.
Настоящий расцвет советского киноплаката начался в 1924 году, когда было создано «Совкино» с собственной типографской базой для печати афиш. Там работал и Яков Рукиевский, которого Тамара Шматёнок называет основателем советской школы киноплаката. Показанный на выставке плакат к фильму Дэвида Уорка Гриффита «На зов города» — достойная иллюстрация. «Потрясающее понимание цвета, ритма, образа, соотношение детали и целого! — восхищается куратор выставки. — Художник по-своему трактует тему фильма — «человек и город».
Кроме всего прочего, афиша информативна, все основные данные и имена указаны. Любопытно и то, что экземпляр, который хранится в галерее, не из типографии туда попал, он использовался по прямому назначению в пермском кинотеатре «Отдых», на нём и даты показа фильма стоят, от руки написанные. Судя по всему, большинство антикварных плакатов в собрании галереи — именно оттуда.
К сожалению, далеко не все авторы плакатов известны, большинство плакатов 1920-х годов принадлежат неизвестным художникам, но все они примечательны. Самый броский экспонат выставки как раз такой. Фильм 1924 года называется «Красные партизаны», и на плакате изображён некто натурально красного цвета, ярко-красного! Этот некто держит здоровенный меч, поражающий какую-то ползучую гадину. Налицо — архетип Георгия Победоносца, решённый в конструктивистско-супрематическом ключе. По словам Тамары Шматёнок, это иллюстрация к тому, как киноплакат искал себя как жанр, искал собственный изобразительный язык, учился использовать разные типы условности.
Столь же примечательный плакат, опять-таки неизвестного автора, — к фильму 1926 года «Президент Самосадкин». Снова видно влияние супрематизма, на сей раз соединённое с чертами лубка и стилистикой политической карикатуры. В фильме, сатирической комедии, речь идёт о бедной европейской стране, президент которой ради пополнения бюджета решает торговать воздухом, а на плакате изображены толпы людей в чёрном, марширующие со свастиками на штандартах. Возможно, в подтексте была Италия, а может, это гениальное предвидение…
Ещё один супрематический плакат — на сей раз ярко авторский, принадлежащий художнику Николаю Прусакову — сделан в технике коллажа. Это афиша первого фильма Ивана Пырьева «Посторонняя женщина» 1929 года, и она в полной мере отражает художественные принципы автора, который в те годы ещё пытался быть авангардистом.
Некоторые киноплакаты напоминают о подзабытых, но важных и ярких явлениях в советском немом кино. Вот фильм «Лесные люди» 1928 года, посвящённый удэгейцам. Его автора Александра Литвинова можно назвать «советским Робертом Флаэрти». Вместе со своим оператором он осуществил уникальные съёмки охоты на медведя с рогатиной, шаманских ритуалов и даже снимал уссурийских тигров с близкого расстояния, что было особенно опасно, поскольку удэгейцы тиграм поклонялись и в случае нападения кинематографистам помогать не стали бы. Литвинов и Флаэрти были знакомы, уважали друг друга, а фильм «Лесные люди» и сегодня смотрится как откровение: когда в 2000-е годы был организован его показ в Германии, кинотеатры ломились от публики.
Киноплакаты 1980-х годов приятно напоминают о многих знаменитых картинах «Мосфильма», «Ленфильма», «Грузия-фильм», «Центрнаучфильма», «Беларусьфильма», Свердловской киностудии… Здесь складываются особые экспозиционные сюжеты: куратор сталкивает плакаты разных художников к одному и тому же фильму, и мы видим абсолютно разные трактовки и прочтения. С другой стороны, один и тот же автор может представать совершенно разным, создавая афиши к суровой документалистике и к детским мультфильмам, как это происходит, например, с художником Борисом Фоломкиным.
Особый раздел выставки посвящён мультфильмам, и здесь есть немало примечательных плакатов к примечательным фильмам, например к фильму Фёдора Хитрука «Юноша Фридрих Энгельс» 1971 года. Этот новаторский мультфильм был создан по дневникам и рисункам молодого Энгельса.
Один из главных героев выставки — Юрий Норштейн. В экспозиции не только плакаты к его фильмам, в том числе с автографами, но и фотографии и афиша выставки Норштейна и его супруги Франчески Ярбусовой, которая прошла в Пермской галерее в 1996 году. Это была первая в мире персональная выставка мастеров мультипликации, а уже после этого она демонстрировалась везде — от Москвы до Японии. Тамара Шматёнок вспоминает, что в те годы у Норштейна было очень подавленное настроение, и в Перми он буквально оттаял, пришёл в себя.
Пермская тема вообще в экспозиции присутствует, и заметно. Здесь афиши фестиваля «Флаэртиана», в том числе самая первая, нарисованная Леонидом Лемеховым, киноплакаты к пермским фильмам, награды, полученные ими на разных кинофестивалях.
Наконец, два плаката большого размера, которые начинают и завершают осмотр, принадлежат настоящему мастеру — художнику Юрию Пименову. В обоих случаях фильмы, которые они иллюстрируют, — тоже творения мастеров: это «Романс о влюблённых» Андрона Михалкова-Кончаловского и «Дочки-матери» Сергея Герасимова. Плакаты работы Пименова не стесняются своей рукотворности, они выполнены в технике ручного рисунка и выглядят как наброски к живописным полотнам. Это самое яркое подтверждение того, что киноплакат — не столько утилитарная вещь, сколько художественное явление. Собственно, вся выставка об этом.
Выставка «Мир кинематографа в плакате» работает в Пермской художественной галерее до 21 августа.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.