Выход книги Владимира Оборина о пермском зверином стиле
Интерес к бронзовым изделиям, которые напоминают шаманские амулеты, и общее название — пермский звериный стиль — то возникает, то затухает с XIX века. Эти предметы — обломки древней цивилизации, от которой не осталось ни одного письменного свидетельства, только бронзовые иллюстрации, которые ставят загадки, но не дают ответов. Целый пантеон неизвестных науке богов и героев мифов ждут своей расшифровки.
В 1970-е интерес к этой теме возник вновь. Связано это с книгой «Древнее искусство народов Прикамья: пермский звериный стиль», которая вышла в Пермском книжном издательстве. Это было не первое исследование, посвященное художественной металлопластике III—XIII веков. Автор — историк Владимир Оборин (1929—1995) — также не был первым исследователем этого феномена. Его заслуга в том, что малоизученное явление он рассмотрел как археолог, ввел в научный оборот, множество предметов, а также перевел эти бронзовые изделия, которые еще называли и шаманскими изображениями, и чудскими образками и культовым литьем, в плоскость большой науки.
К тому времени предметы пермского звериного стиля находились в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Пермского областного краеведческого музея, Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина и т.д.
Спустя двенадцать лет книга о пермском зверином стиле «Чудские древности Рифея» Владимира Оборина и Георгия Чагина выйдет в серии «Искусство Прикамья», вместе с альбомами «Обвинская роза» и «Пермская деревянная скульптура». Таким образом, были выделены опорные константы советской Перми — три кита местной культуры.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.