Трудный путь к набережной
Открытие отреставрированной набережной 16 сентября стало праздником с приглашённой звездой и фейерверком, которому позавидовал бы День города
Исторически сложилось, что пермяки долгое время не уделяли должного внимания своей главной достопримечательности — камской набережной. Сначала она, словно падчерица у злой мачехи, выполняла самую трудную и неприглядную работу: здесь располагались торговые ряды и склады, ремонтные мастерские и множество пристаней. А так хотелось видеть её местом для отдыха, романтических прогулок и встреч! Величавая река требовала соответствующей прибрежной «огранки».
Как тут не вспомнить Дмитрия Мамина-Сибиряка, который на рубеже ХХ столетия отмечал суровый вид Перми со стороны Камы, чем-то напоминающий крепостные укрепления: «Вид на Пермь с парохода очень красив, хотя город и скрыт за горой. Так и режет глаз административная затея — неизвестно для чего вывести город на гору; такие постройки имели смысл и значение для старинных боевых городов, поневоле забиравшихся на высокое местечко, а Пермь залезла на гору без всякой на то уважительной причины».
На пути преобразований
Первые попытки благоустройства набережной можно отнести к началу XIX века: по распоряжению губернатора Карла Модераха прибрежная городская зона была отсыпана бутовым камнем. На этом забота о набережной завершилась — на 100 ближайших лет.
К вопросу о состоянии камского берега в Перми вернулись лишь в августе 1935 года, когда здесь открылась выставка проектов благоустройства города. Один из её участников, архитектор О. А. Варфоломеев, предложил проект благоустройства набережной, а через год уже был выполнен проектный эскиз. К сожалению, начавшаяся война не дала проекту воплотиться в реальность.
В начале 1960-х годов Прикамье напоминало большую стройку: возводились промышленные гиганты, а вместе с ними выполнялись масштабные крупные социально-бытовые и инфраструктурные программы. В Перми приступили к проектированию Коммунального моста через Каму, забрезжила возможность привести в порядок и городскую набережную. Выполнение столь важного для города задания доверили ведущему строительному предприятию региона «Главзападуралстрой». В 1963 году пермяки уже имели возможность прогуляться по новой набережной. Пермь на участке от Речного вокзала до ул. Борчанинова приобрела защитную подпорную стенку, вдоль которой появились прогулочная полоса с проходами, деревьями, кустарниками и цветами, освещённый сквер со скамейками и чугунной оградой, спортивные площадки и места для отдыха. Работы по благоустройству завершились в 1969 году. В таком виде набережная Камы оставалась более 40 лет.
К вопросу о реконструкции набережной Камы в Перми обратились в 2004 году. Проект курировал тогдашний мэр Аркадий Каменев, запланировавший завершение работ к 2008 году. Стоимость преобразований была оценена в 1 млрд руб. Впрочем, дальше идей этот проект не пошёл.
В 2009 году реконструкцией набережной стал заниматься новый глава Перми Игорь Шубин, позже «эстафета» перешла к Игорю Сапко.
Есть понимание — нет решения
Инвестиционный проект «Реконструкция набережной реки Камы» администрация Перми утвердила в конце 2009 года. Согласно эскизному проекту, изначально территорию набережной планировалось разбить на несколько зон: для семейного отдыха, спортивную, досуговую, а также построить переходы для расширения доступа горожан к реке. Разработкой первой очереди проекта набережной Перми занимались специалисты из голландской компании КСАР. Дизайн-проект второй очереди — от Кафедрального собора до порта Пермь — совместная разработка пермского архитектора Сергея Шамарина и ЗАО «ТАКМ». В ходе создания эскизных проектов стоимость реконструкции набережной по первой очереди составила 490 млн руб., второй — 283 млн руб.
Эти подсчёты в скором времени пришлось корректировать, так как правительство Пермского края заключило договор со швейцарским архитектором Петером Цумтором, который при проектировании нового здания для Пермской государственной художественной галереи предложил совершенно другую концепцию части набережной.
В мае 2012 года был объявлен аукцион по выбору подрядчика на первый этап первой очереди (от насосной станции до причала №9 — нижняя набережная). Общая стоимость всего проекта реконструкции (от Речного вокзала до порта Пермь) оценивалась в 788 млн руб.
Проект реконструкции вызвал бурные дискуссии среди городского депутатского корпуса. Народные избранники сомневались в целесообразности траты столь внушительных бюджетных средств на «место, которое можно использовать три месяца в году». Многие считали, что эти деньги уйдут в пустоту. Более холодные головы предлагали «не делать что-то слишком великое, а успокоиться и сделать проект, не перегруженный деньгами и архитекторами». Самым удачным виделся вариант «спортивного кластера», включающий «спорт, места для выгула собак, катание на лыжах». Именно на этом этапе проект реконструкции набережной перевели в плоскость капитального ремонта.
От реконструкции — к ремонту
В 2012 году пермские власти перешли в решительное наступление.
В соответствии с проведёнными конкурсными процедурами определился исполнитель первого этапа капитального ремонта набережной Камы — от насосной станции до причала №9: работы было доверено исполнять ООО «Газмет ИНТЭК», стоимость контракта составила 108,64 млн руб.
Работы планировалось завершить к декабрю 2012 года. В их ходе предполагалось выполнить обустройство променадной части в гранитном исполнении, размещение клумб для посадки кустарников и деревьев, чугунных ограждений, малых архитектурных форм и наружного освещения на участке набережной.
В феврале 2013 года тот же «Газмет ИНТЭК» выигрывает и другой муниципальный контракт — на выполнение второго этапа первой очереди работ по ремонту верхней набережной от Кафедрального собора до насосной станции. Его стоимость составила 194,55 млн руб., а срок исполнения — июль 2014 года.
В график выполнения работ вошли восстановление подпорных стен, реконструкция спуска с Комсомольского проспекта, проведение наружного освещения, устройство тротуаров, дорожек и площадок.
Многим из этих планов компании «Газмет ИНТЭК» так и не суждено было сбыться. В апреле 2014 года решением Арбитражного суда Пермского края городская администрация расторгла с подрядчиком контракт, а в сентябре того же года суд отказал ООО «Газмет ИНТЭК» в удовлетворении жалобы и оставил в силе вердикт первой инстанции. К моменту начала разбирательств подрядчик выполнил всего лишь 30% запланированных работ. Мало того, в ходе конкурса компания «Газмет ИНТЭК» представила фальшивую банковскую гарантию. Таким образом, работы по капитальному ремонту набережной пришлось приостановить почти на год.
Расторгнув контракт с ООО «Газмет ИНТЭК», администрация Перми сэкономила городскому бюджету 116,8 млн руб. Впоследствии эти средства вычли из расходной части бюджета 2014 года и восстановили в бюджете 2015 года для завершения реконструкции набережной на участке от насосной станции до Кафедрального собора.
В июне 2015 года контракт на продолжение работ от Кафедрального собора до насосной станции (первая очередь, второй этап) получило ООО «ДСТ-Строй». Цена контракта составила 165 млн 530 тыс. 400 руб. В круг обязанностей компании вошли: реконструкция спуска с Комсомольского проспекта, обустройство ливневой канализации, лестницы в районе насосной станции, наружного освещения и ротонды. В целом график работ, являющийся приложением к договору, включил 26 задач. Завершить работы планировалось к сентябрю 2016 года.
На сей раз строителям удалось выдержать сроки.
«И мёртвые с косами...»
Что же получила Пермь в результате четырёхлетней эпопеи с капитальным ремонтом городской набережной? Главная победа — выполнение первостепенной задачи, которая состояла в восстановлении лестничного спуска с Кафедральной площади на набережную. Достойный вид приняла часть верхней набережной с установкой там нового для города знакового объекта — ротонды.
В нижней части набережной появилась замощённая часть променада по створу ул. Сибирской и Комсомольского проспекта, и это тоже плюс, но предложенное архитектурное решение и его исполнение до сих пор вызывают массу вопросов и отрицательных эмоций. Прежде всего это относится к мрачным прямоугольным «колумбариям», выполненным из чёрного гранита, а также к светильникам в форме символической буквы Г, что, по мнению многих горожан, напоминает элементы «ритуального оформления». К счастью, на верхней набережной удалось вовремя отказаться от подобных изысков и применить для оформления серый гранит, а фонари установить выполненные в «пушкинском» стиле.
Некоторые пролёты нового чугунного ограждения уже пришли в негодность. Вызывает удивление и появление оградительной сетки, ограничивающей променад. Что, есть угроза прорыва к воде зверушек со стороны зоопарка или, наоборот, камских чудищ на городские проспекты? И без того узкая зона для прогулок оказалась зажатой между двумя ограждениями.
Что особенно печально, на месте нескольких десятков вырубленных деревьев так и не появились обещанные новые саженцы. Оставшиеся насаждения создают удручающее впечатление без надлежащего ухода за ними. Нет здесь ни получивших в последнее время популярность экологических троп, ни элементарных прогулочных дорожек, которые зимой можно было бы использовать для прокладки лыжных трасс.
А вот решение с размещением на набережной большого количества скамеек следует признать хорошим.
Осталось ещё провести капитальный ремонт участка набережной от насосной станции до границы порта. Эти работы предстоит выполнить позже.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.