Полина-Путякова

Полина Путякова

журналист

Активные продажи

Почти четверть страхового рынка обеспечивают банковские продажи полисов

Поделиться

Доля банковского канала в общем объёме страхового рынка имеет тенденцию к росту в течение нескольких последних лет, однако до текущего года — слабовыраженную: за три предыдущих года она увеличилась лишь на четыре процентных пункта и составила в 2015 году 17%. 2016 год стал прорывным: уже в первом квартале доля банкострахования составила 19%, во втором — 23%. Таковы данные Банка России.

банки и люди

  Константин Долгановский

Банкострахование становится важнейшим каналом продаж для подавляющего количества страховых компаний на фоне снижения спроса, отмечает Ирина Дерябина, директор филиала ООО «Зетта Страхование» в Перми. Алексей Петрунин, начальник управления по работе с банками СК «МАКС», обращает внимание на то, что доля банкострахования в общих объёмах продаж зависит и от специфики компании: для кэптивных страховщиков банки являются основным каналом продаж.

Ослабили хватку

В качестве одной из причин увеличения продаж страховых полисов через банковский канал эксперты называют рост объёмов кредитования, а значит, и продажи связанных с ним страховок. Действительно, это одна из наиболее ярких тенденций развития банковского сектора в 2016 году: объём розничного кредитования в Пермском крае по итогам января—июля прирос на 43%, корпоративного — на 17%.

Впрочем, специалисты обращают внимание на то, что по сравнению с докризисным периодом подход банков к кредитному страхованию заметно смягчился. По словам Алексея Петрунина, сегодня среди предложений банков есть автокредиты без условия обязательного страхования КАСКО залоговых транспортных средств. Некоторые банки оставили требование застраховать автомобиль, но допустили возможность применения франшиз и усечённого покрытия рисков КАСКО — страхование на случай хищения и полной гибели транспортного средства. Елена Нестерова, директор Пермского филиала АО «СОГАЗ», отмечает подобную тенденцию и в сегменте корпоративных продуктов. «За время кризиса увеличилось количество беззалоговых кредитов и кредитных линий для крупного бизнеса. Для клиентов малого и среднего бизнеса банки больше не требуют страхования торгово-материальных ценностей, и их также переводят в статус беззалогового кредитования», — говорит эксперт.

В этой ситуации основным фактором роста продаж страховых продуктов по банковским каналам эксперты «Нового компаньона» единодушно называют некредитное страхование. «В период кризиса банки существенно уменьшили объёмы своих кредитных портфелей, а значит, и потеряли в доходах. Кроме того, часть доходов банки теряют и за счёт усиления конкуренции со стороны МФО, развития систем переводов, как российских, так и международных. В этих условиях продажа различных комиссионных продуктов, и в том числе страховых полисов как отдельной услуги, не связанной с кредитами, — один из способов восполнить эти потери», — говорит Илья Чукавин, начальник управления стратегического развития Ижкомбанка.

Расстановка сил

Названная тенденция на рынке настолько сильна, что меняет соотношение сил в паре банк — страховщик: теперь уже банк выступает не просто одним из каналов продаж полисов, а в значительной степени заказчиком, инициатором разработки новых страховых продуктов. Так, Ирина Дерябина отмечает стремление банков максимально расширить линейку страховых продуктов. «Раз в месяц в нашей страховой компании появляется новый продукт. Это связано с желанием банков компенсировать свои падающие доходы от кредитования: банку важно держать максимальный ассортимент страховых продуктов, чтобы ни один клиент, зашедший в офис, не ушёл без дополнительной продажи», — говорит эксперт.

Однако такое соотношение сил определяется не только желанием банков продавать страховки, но и их возможностью делать это. Любой современный банк фактически уже выполняет функцию финансового супермаркета и располагает необходимыми ресурсами для того, чтобы добавить к перечню предлагаемых услуг ещё несколько. «Страховые компании априори менее технологичны, поскольку предлагают одну группу продуктов — страховки. Банки же и кредитуют, и принимают вклады, выполняют переводы и т. д.

Они располагают всей необходимой инфраструктурой для осуществления продаж дополнительных финансовых услуг: офисами, банкоматами, терминалами», — констатирует Илья Чукавин.

Эксперт отмечает активное развитие и дистанционных банковских технологий (интернет-банк, мобильный банк), которые также используются для продажи страховок. И действительно, в отношении интернет-продаж страховые компании значительно отстают от банков. Достаточно вспомнить историю с запуском продаж полисов ОСАГО через сайты страховых компаний: речь шла как о нежелании предоставлять эту услугу, так и о целом ряде технических сбоев, которых не избежали и лидеры рынка. В итоге почти через год после старта проекта из 81 страховщика, которые торгуют полисами ОСАГО, электронный полис продавала лишь пара десятков. По данным Банка России, в первом полугодии 2016 года интернет-продажи страховых компаний составили 0,4%.

Восполнить потери

Говоря о расширении набора полисов, предлагаемых в банковском канале, Ирина Дерябина добавляет, что наиболее активно идут продажи страховок от критических заболеваний (рак, инфаркт, инсульт и т. д.), а также продажи, связанные со страхованием мелкой бытовой техники и гаджетов, в том числе подержанной техники. Также появляются страховые полисы, которые включают в себя юридическую помощь для страхователя.

Кроме того, Павел Нуждов, начальник Центра развития сберегательных, расчётных и комиссионных продуктов ОТП Банка, в качестве страховых продуктов, наиболее востребованных банками, называет инвестиционное страхование жизни. Действительно, с введением с начала 2015 года налоговой льготы, позволяющей уменьшать облагаемые налогом доходы гражданина на сумму страхового взноса по этому полису, этот вид страхования начал расти достаточно высокими темпами. Например, в первом полугодии 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015-го прирост объёма собранных премий составил 63%.

Впрочем, страховки — это лишь один из способов восполнить потери прибыли, связанные с провалом кредитования: банки стремятся продавать и другие некредитные продукты. «Действительно, в 2016 году мы отмечаем заметное увеличение доли проданных комиссионных продуктов. При этом рост продаж в основном связан с существенной модификацией линейки дополнительных продуктов, позволившей значительно их улучшить», — говорит Анна Илюшкина, руководитель направления банкострахования банка «Хоум Кредит». По её словам, ряд предлагаемых банком некредитных продуктов расширен за счёт добавления в него услуг ежедневного использования, например юридической помощи, телефонных консультаций по вопросам охраны здоровья и т. д.

Жизнь на первом месте

Сегодня банковский канал продаж обеспечивает почти четверть всех сборов страховых премий, однако по отдельным видам страхования этот показатель значительно выше.

По словам Ирины Дерябиной, наиболее зависимыми от банковского канала продаж видами страхования традиционно являются страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхование финансовых рисков и страхование имущества физических лиц. Доля банковского канала в общей структуре продаж полисов страхования жизни — 83%, страхования финансовых рисков — 63%, страхования от несчастных случаев — 50%, страхования имущества физлиц — 33%.

Эксперты называют и виды кредитов, в большей степени определяющих количество продаваемых страховок. По словам Ильи Чукавина, по сумме собираемых премий наиболее значимым является потребительское кредитование. Если же говорить о максимальной доле кредитов, обеспеченных страховкой, то это ипотечное кредитование — тут она приближается к 100%. В минимальной степени на объём продаж полисов влияют выдачи кредитных карт.

Банки

  Сергей Глорио

Некредитный рост

Собеседники «Нового компаньона» не сомневаются в том, что сегмент банкострахования продолжит развиваться. Илья Чукавин уверен, что продажа полисов через банковский канал будет расти быстрее рынка страхования в целом. «Традиционные каналы продажи страховых компаний используются на 100%, и там нет резерва для роста. А вот банковский канал ещё далеко не насыщен. В настоящее время он развивается высокими темпами, и есть все основания полагать, что эта тенденция сохранится», — считает эксперт.

Правда, прогнозы относительно дальнейшей динамики кредитования и, соответственно, продажи кредитных страховок эксперты строят весьма осторожные. Зато будущее некредитного страхования сомнений не вызывает ни у кого. Эксперты полагают, что именно оно будет выполнять функцию драйвера при развитии банкострахования, соответственно, Алексей Петрунин прогнозирует увеличение доли некредитного страхования в банковском канале продаж.

При этом эксперты не ожидают сколько-нибудь значительного влияния нормы о «периоде охлаждения», позволяющей отказаться от страховки в течение пяти рабочих дней, на объёмы банкострахования. В частности, Алексей Петрунин отмечает, что по доброй воле страховщиков подобная практика существовала на рынке и до её законодательного закрепления, однако число желающих воспользоваться «периодом охлаждения» всегда было крайне незначительным.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться