Плохой знак
Темпы роста цен снизились, но это не повод для оптимизма
Официальная статистика фиксирует устойчивое снижение темпов инфляции в текущем году. За первые восемь месяцев средний уровень потребительских цен в Пермском крае вырос лишь на 4,2%, тогда как в прошлом году за этот же период — на 9,3%. Наиболее существенно замедлилась продовольственная инфляция: рост цен в 2016 году составил 3%, в 2015 году — 10,1%. Более того, в августе 2016 года впервые с начала кризиса зафиксирована дефляция — средний уровень цен снизился на 0,2%.
Существующий темп роста потребительских цен является низким не только в сравнении с прошлогодними показателями. Если за образец взять докризисные годы, то текущие уровни инфляции соответствуют ему, а в ряде случаев даже оказываются ниже показателей 2012—2013 годов.
Признак стагнации
Впрочем, собеседники «Нового компаньона» весьма сдержанны в оценке текущей инфляционной ситуации. По мнению Дмитрия Шульца, кандидата экономических наук, доцента кафедры информационных систем и математических методов в экономике ПГНИУ, само по себе замедление инфляции после резкого шока и девальвации 2014 года является вполне ожидаемым.
Более того, эксперты «Нового компаньона» убеждены в том, что оно не может однозначно говорить об улучшении экономической ситуации. Скорее даже наоборот, как бы парадоксально это ни выглядело на первый взгляд.
«Причиной замедления инфляции является экономический спад. У меня есть твёрдое убеждение, что торможение инфляции связано с негативными процессами в экономике, слабым потребительским спросом и низкой инвестиционной активностью», — говорит Дмитрий Шульц.
Действительно, официальная статистика фиксирует дальнейшее снижение оборота розничной торговли: если за весь 2015 год он упал на 15%, то за первые восемь месяцев 2016 года — ещё на 6%.
С этим мнением согласен и Юрий Гаврилов, генеральный директор ИК «Финансовый дом». Эксперт подчёркивает, что действие названного фактора усугубляет жёсткая монетарная политика Центрального банка РФ, который сознательно удерживает достаточно высокую ключевую ставку. «Так как в этих условиях потребительские кредиты тоже являются дорогими, объёмы их выдач остаются невысокими, и это сдерживает потребительский спрос. А поскольку Банк России регулярно выступает с заявлениями о продолжении жёсткой политики, то с точки зрения потребительского спроса никаких драйверов роста у экономики нет», — уверен эксперт.
Кроме того, отмечает Дмитрий Шульц, августовская девальвация (снижение цен на 0,2%) и вовсе представляет собой сезонное явление, связанное с хорошими урожаями и низкими ценами на сельскохозяйственные товары.
Динамика инфляции в Пермском крае по секторам, %
Валютный фактор
Одним из факторов инфляции и в России традиционно являются колебания курсов российской валюты. В текущем году валютный фактор также играет на снижение темпов роста цен: в сравнении с концом января курс доллара к рублю снизился на четверть.
«Положительное торговое сальдо в России и положительные притоки рублёвых инструментов обеспечивают относительную стабильность рубля. Стоимость нефти установилась в коридоре $45—50 за баррель. В таких условиях уже несколько месяцев доллар находится в узком коридоре 63—67 руб.», — говорит Юрий Гаврилов.
Специалисты подчёркивают, что все названные факторы стабильности рубля носят рыночный характер и административного вмешательства Центробанка с целью удерживания валютного курса перед выборами 18 сентября не было.
Банк России и в предвыборный период придерживался политики свободного курса, уверен Фёдор Жердев, начальник отдела промышленной политики рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). «В России выборы не являются фактором, влияющим на курс нацио-
нальной валюты, в отличие от цен на нефть, санкций и динамики ВВП. Власть имеет адекватное представление о том, как население оценивает важность парламентских выборов. А население это своё отношение проявило в процентах явки. Тогда зачем отходить от вполне себя оправдавшей политики свободного курса ради мероприятия, которое всем представляется второстепенным?» — рассуждает Фёдор Жердев.
Факт вмешательства Центробанка было бы довольно легко обнаружить: статистика по объёмам валютных торгов открыта и доступна практически в режиме реального времени, и появление на рынке крупного игрока тут же отслеживается.
Собеседники «Нового компаньона» считают, что в ближайшем будущем курс рубля, вероятнее всего, будет довольно стабильным. Анастасия Игнатенко, аналитик ГК TeleTrade, полагает, что до тех пор, пока биржевой курс доллара находится ниже уровня 65—65,5 руб., вопрос альтернативных валют для сбережений рассматривать не стоит.
Более того, по мнению Юрия Гаврилова, нельзя сбрасывать со счетов и вероятность укрепления рубля. «Если посмотреть на предыдущие кризисы, то можно заметить: после острой фазы девальвации начинается период медленного укрепления национальной валюты. Возможно, что сейчас мы наблюдаем начало этого тренда», — отмечает эксперт и добавляет, что, вероятнее всего, Банк России будет стремиться избежать сильного укрепления рубля и с этой целью начнёт выкупать доллары на бирже.
Динамика заработной платы в Пермском крае, %
Легче не станет
Какие бы причины ни определяли замедление темпов роста цен, само по себе снижение инфляционного давления на население могло бы иметь позитивный эффект для населения. Однако собеседники «Нового компаньона» едины во мнении: легче никому не станет.
«Может быть, выскажусь излишне категорично, но население однозначно не ощутит замедления роста цен. Во-первых, цены продолжают расти, изменяется (снижается) лишь скорость их роста. Во-вторых, чтобы ощутить замедление инфляции, доходы населения должны расти более высокими темпами, чем растёт уровень цен», — уверен Дмитрий Губанов, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ.
Действительно, несмотря на рост среднего уровня заработной платы в Пермском крае, её реальный (за вычетом инфляции) уровень снижается второй год подряд: на 9,5% в прошлом году и на 7,8% за первые семь месяцев текущего.
Динамика оборота потребительского рынка в сопоставимых ценах, %
Тарифная удавка
Основным фактором, препятствующим дальнейшему замедлению инфляции, является рост тарифов естественных монополий федерального и местного уровней.
«В январе—августе 2016 года в Пермском крае рост тарифов на электрическую энергию для населения почти в два раза превысил индекс потребительских цен. А ведь тарифы естественных монополий влияют на цены практически всех потребительских товаров и услуг. В итоге в течение последних нескольких лет мы имеем парадоксальную с точки зрения макроэкономики ситуацию: доходы населения падают, сокращается совокупный спрос на товары и услуги, а цены растут», — констатирует Дмитрий Губанов.
По его мнению, именно тарифы наших естественных монополий являются основной причиной такой ситуации.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.