Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

КОСТЮМНАЯ БИОГРАФИЯ

Виктор Наймушин воплотил желание Михаила Осоргина

Поделиться

  newsko.ru

На удивление много людей пришло на премьеру фильма «Эпитафия к жизни», снятого на киностудии «Новый курс». Одной «халявой» (вход был свободным) этот эффект не объяснишь: запоздавшие зрители вынуждены были тащить из фойе «Триумфа» стульчики, и даже балкон был заполнен. Однако и переоценивать этот ажиотаж не стоит: когда перед началом сеанса пригласили выйти на всеобщее обозрение съемочную группу, вышло, конечно, не «ползала», как шутили зрители, но полновесная пятая часть. Вместе с родственниками и друзьями участники проекта составили львиную долю публики. Ответы на сакраментальный вопрос: «Ну, как тебе кино?» звучали презабавшейшие. Например, такой: «Мне очень понравился тот эпизод, где по улице идет мой сын».

Как и предыдущие фильмы из историко-краеведческого цикла режиссера Виктора Наймушина, «Эпитафия» была снята в жанре большого пермского междусобойчика. В зале было шумновато: обсуждали мелькавших в кадре знакомых. Фирменный наймушинский прием — использовать в качестве актеров непрофессиональных, но известных в пермской богеме людей — отчетливо демонстрировал как свои достоинства, так и недостатки.

Писатель Михаил Осоргин в каких-то своих дневниках высказал желание увидеть, какой будет Россия через 100 лет после его жизни. Виктор Наймушин это желание воплотил. Не довольствуясь задачей снять крепкую научно-популярную биографическую ленту, он сочинил сценарий, в котором Осоргин оказывается сегодня в своей родной Перми и здесь встречает себя маленького, свою семью, персонажей своих книг.

Любопытная сюжетная канва оборачивается некоторой сценарной сумбурностью: эпизоды из жизни реального Осоргина и его героев, прошлое и настоящее — все это путается, давая несколько расплывчатое представление о жизни и творчестве писателя. Как и многим выдающимся российским кинематографистам, Наймушину не хватает голливудского умения внятно рассказать простую историю.

Пытаясь вместить в часовую картину столько разных смысловых и событийных пластов, автор фильма в то же время не избежал повествовательных длиннот, увлекаясь то пассажами из книг Осоргина, то пейзажами Перми. Снят фильм замечательно красиво, чувствуется хорошая школа документалистики. Роскошно зелены лопухи в овраге у Егошихи, сказочно подсвечен рассветом туман над Камой... А вот актерские работы, как и бывает в таких «сборных» фильмах, неоднозначны.

Хорошая находка — скульптор Николай Хромов в роли Михаила Осоргина. Кроме портретного сходства с писателем, Хромов, оказывается, обладает актерской органикой, позволяющей ему в кадре выглядеть естественно и достойно.

Что же касается других актеров, то разница между профессионалами и любителями очень заметна.

Чрезвычайно выигрышно на общем фоне смотрятся Нина Ахтырская, Михаил Гасенегер и особенно Анатолий Смоляков в роли инвалида-«обрубка» из романа Осоргина «Сивцев Вражек». Однако многие игровые эпизоды фильма выглядят как костюмированная самодеятельность.

На этом фоне самым натуральным, живым оказывается садистский эпизод расстрела курицы: несчастная птичка попадает под пулю во время перестрелки, ей напрочь отшибает голову, а туловище еще долго бегает и корчится. Камера все это сладострастно запечатлела, в результате несчастная курица стала главной героиней в обсуждениях фильма. Все только и говорили, что о курице. Вряд ли Виктор Наймушин предвидел столь разрушительный эффект от своего «живодерства».

Однако, отмечая все недостатки фильма — недостатки простительные и объяснимые, если сравнивать его бюджет и амбициозность замысла — нельзя не признать, что «Эпитафия к жизни» гораздо занимательнее, чем любой, даже самый качественный, биографический фильм, основанный на документах и фотографиях. Попытка снять документальный фильм «в костюме» художественно-игрового заслуживает, по крайней мере, осмысления. А лучше — материальной поддержки.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться