Коллекция Алексея Денисова-Уральского поступила в Пермский университет
Известно, что груз в 52 места был послан в Пермь через контору Мешкова в Петрограде. Спустя несколько лет профессор Преображенский, заведовавший минералогическим кабинетом, в письме к самому Алексею Денисову-Уральскому сообщал, что «только минералогическая коллекция получена более или менее в порядке, а разные изделия и аллегорическая группа фигур из горных пород и драгоценных камней либо поломаны, либо вовсе нет, а из 7 витрин уцелело только 3».
Однако до сих пор неизвестны ни точная дата поступления — 1918 или 1920 годы, ни обстоятельства, при которых коллекция, имеющая мировое художественное значение, оказалась в Перми.
Времена тогда были лихие. К примеру, в апреле 1918 года ректор Константин Покровский сделал четыре попытки узнать судьбу пожертвований Кропачева Пермскому университету. Коллекция монет и серебряная статуэтка Будды хранились в сейфе Московского промышленного банка «Юнкер и Ко». Комиссар банка ему ответил, что «из-за большого наплыва публики никаких сведений получить нельзя».
Алексей Денисов-Уральский о том, что его коллекция находится в Пермском университете, знал и в 1923-25 годах хлопотал о том, чтобы перевести её в Свердловск и сделать там музей своих работ. Однако какой-то могущественный свердловский большевик наложил резолюцию: «В подарках белогвардейского выродка уральский пролетариат не нуждается». Вопрос был замотан и кончился сам собой со смертью Денисова-Уральского в 1926 году.
А судьба пермской коллекции Денисова-Уральского только началась.
Со временем коллекция уменьшалась количественно, в то же время значение её, а также художественная и оценочная стоимости увеличивались.
Акт от 6 мая 1930 года зафиксировал следующие утраты в минерологическом музее Пермского университета по сравнению с 1928 годом: утрачена одна сова, пластинки из горного хрусталя, ручка из орлеца, рамка из ляписной лазури и т.д.
В те же годы ларцы серебряные с камнями из коллекции Денисова-Уральского были сданы в Госбанк. Они были оценены по рекордной цене — 510 руб. К слову, «модели на злобу дня русско-германской войны» 7 штук оценены в 140 рублей — это те самые аллегорические фигуры, составляющие сейчас золотой фонд ПГХГ. В этом акте они помечены как сданные в художественный музей, а в документах галереи они проходят как поступившие из пединститута. Ещё в Госбанк были сданы серебряные брелоки и блюдо, оценённое в 70 рублей. Как правило, из Госбанка работы уже не возвращались: шли на переплавку или продажу в пользу индустриализации.
Новое дыхание минералогический музей получил в 1937 году. Коллекцию показывали международному конгрессу геологов. Для этих целей были сделаны новые витрины, всё советское время они были основными. Тогда же были выделены деньги на расширение и благоустройство музея.
В настоящее время коллекция Денисова-Уральского, по данным книги «70 лет геологическому факультету» (ПГУ, 2001), насчитывает 609 учётных единиц минералогической коллекции, около 300 — художественной и 37 единиц петрографической коллекции и изделий доисторического человека.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.