ТРИ ДНЯ В КУРИТИБЕ
newsko.ru
Своими планами посетить город Куритиба пермский губернатор поделился с «Новым компаньоном» в конце марта, попутно при этом заметив, что «готов взять с собой и прессу». Не воспользоваться такой возможностью — побывать на другом краю Земли в столь необычной компании, на мой взгляд, было бы глупо. Поэтому я напросился к Олегу Чиркунову в попутчики, пообещав не обременять собой краевой бюджет. В итоге мы — весьма компактная группа пермяков — провели несколько майских дней в солнечной осенней Бразилии. Впрочем, сколько‑нибудь внятного впечатления об этой, безусловно, красивой и интересной стране составить не удалось. Программа трехдневного пребывания в Куритибе оказалась до предела насыщенной и меньше всего походила на развлекательную поездку. Все встречи были исключительно деловыми, а экскурсии — крайне прагматичными. Вне всякого сомнения, эта поездка совершила в головах ее участников своеобразный переворот, заставив совершенно иначе взглянуть на многое в деле организации жизни большого города. А иначе зачем было отправляться на другую сторону земного шара, дорога куда занимает целые сутки?
Легендарный Жайме Лернер лично встретил нас утром 15 мая у входа в гостиницу, куда мы приехали из аэропорта, и уже через 20 минут начал свою презентацию, вслед за которой последовало непосредственное знакомство с городом. За три дня мы успели многое.
Осмотрели Куритибу с вертолета — это было впечатляющее зрелище. Проехались в час пик на знаменитых городских автобусах по улицам — думаю, такого экстрима наши «отцы города» давно уже не испытывали. Побывали на заводе по сортировке мусора, где увидели, наверное, единственный в мире «Музей мусора», после чего осторожно, зажав носы и дивясь обилию каких-то хищного вида птиц, заехали на городскую свалку. Встретились с действующим мэром, с которым дипломатично обменялись любезностями и деликатно затронули тему побратимства — выяснилось, что у Куритибы 12 городов-побратимов, в то время как у Перми их пока только четыре…
Мы также осмотрели спроектированный Оскаром Нимейером местный Центр современного искусства. Этот знаменитый бразильский архитектор сумел весьма изысканно преобразить заброшенный в центре Куритибы промышленный долгострой в уникальный арт-объект городской архитектуры. Кстати, оказывается, он не так давно женился на 60-летней «молодке», а когда его спросили зачем, он ответил: «Для секса». Здесь важно отметить, что самому Оскару Нимейеру 15 декабря 2007 года исполнилось 100 лет…
Наконец, мы проехались по красивейшим паркам Куритибы, устроенным вместо бывших каменоломен, заброшенных промышленных производств и фавел (трущоб, в которых проживают беднейшие слои бразильского населения). Попутно поглазели на один из двух имеющихся в Куритибе университетских городков — как известно, Олег Чиркунов надеется построить в Перми, в Камской долине, нечто подобное, так что даже беглое визуальное знакомство было для него не лишним.
Но самым ярким впечатлением стало, конечно же, личное общение с автором всех этих «чудес» — 69-летним Жайме Лернером. Он оказался удивительно обаятельным, остроумным и парадоксально мыслящим человеком. Кстати, встреча с Лернером стала возможной в значительной степени благодаря усилиям пермского сенатора Сергея Гордеева, который не на шутку увлечен облагораживанием Перми и, движимый этой идеей, облетел уже, наверно, полмира в поисках лучшего — благо, у него всегда имеется для этих целей под рукой персональный самолет.
Жайме Лернер ознакомил нас с тремя основными своими достижениями — организацией работы общественного транспорта, «мусорным» проектом и городскими парками. Конечно, механический перенос придуманного и успешно реализованного им в Куритибе на российскую землю невозможен, да, пожалуй, и не нужен. Важнее другое — принципы, которыми он руководствовался в своей деятельности на благо города, и о которых охотно рассказывает сейчас всем, кому это интересно. А интересно многим. За обменом опытом делегации чиновников и специалистов едут в Куритибу со всего мира.
«Меня часто спрашивают, не устал ли я показывать город? — поделился с нами перед расставанием Жайме Лернер. — Я знаю, кому его показывать — людям, которые чувствительны к нашему опыту и хотят что-то изменить в своих городах. Мы гордимся тем, что сделали. Нам приятно показывать наши результаты… Мы с вами живем далеко друг от друга, но мыслим одинаковыми понятиями. Когда я был мэром, то очень любил общаться с горожанами. Я говорил им: я не дам вам ключи от города, потому что его двери всегда открыты для вас».
В этом — один из главных «секретов» Лернера. Вовлечение общественности, граждан в реализацию своих проектов он считает важнейшим условием успеха. Две другие составляющие — наличие у властей сильной политической воли и понятные для населения проекты. Понимая предложенный властями путь и видя результат, граждане быстро становятся соучастниками преобразований, в то время как в сложных и малопонятных ситуациях люди предпочитают дистанцироваться и наблюдать за происходящим со стороны. Простые решения — таков основной принцип работы Лернера.
Именно гениальной простотой отличается предложенная им система работы общественного транспорта в Куритибе — пожалуй, самое интересное из всего увиденного здесь нами. Лернер фактически создал на улицах города наземное метро, сохранив все присущие этому виду транспорта достоинства и избавившись от его недостатков. Кстати, настоящего — подземного — метро в Куритибе нет. Как нет и трамвайных линий, которые попросту разобрали, открыв путь для автобусов.
Карта автобусных маршрутов Куритибы весьма похожа на схему московского метро: есть свои кольцевые и радиальные линии, по которым ходят автобусы разного цвета, обозначая так для пассажиров маршруты. У этих «цветных» автобусов — особая полоса для движения, занимать которую другим не дозволено. Причем автобусная трасса отделена от остальной проезжей части физически — заехать на нее на автомобиле весьма проблематично и, конечно же, строго наказуемо. Такая «выделенка» позволяет курсировать общественному транспорту с частотой один автобус за 40-60 секунд. После этого становится понятно, почему в городе, где на 1 тыс. жителей насчитывается 600 автомобилей (для сравнения: в Перми этот показатель равен примерно 160 автомобилям, в Москве — 300, в Нью-Йорке — 900), на дорогах практически нет пробок.
По меньшей мере, 30% жителей Куритибы, имеющих автомобили, предпочитают пользоваться общественным транспортом: так дешевле и быстрее. Личные авто при этом становятся необходимы для дальних поездок, семейных выездов куда-либо, в общем, для сложных маршрутов. «Машина, она как теща: у вас должно быть хорошее к ней отношение, но нельзя позволять ей собой командовать», — смеется Лернер.
В повседневной жизни, при поездках на работу и домой автобус предпочтительнее, тем более что в Бразилии работодатели законодательно обязаны компенсировать своим работникам большую часть расходов на транспорт. А люди старше 65 лет вообще ездят бесплатно, за них проезд фактически оплачивают все остальные.
Помимо удобной маршрутной схемы, позволяющей пересечь на автобусе весь город, заплатив при этом за проезд лишь один раз (примерно $1 на входе в систему), и частоты есть еще одна присущая отличительная характеристика — остановки. Это так называемые «трубы», в которых происходит оплата проезда и которые находятся на одном уровне со входом в автобус. Таким образом существенно ускоряется процесс высадки и посадки пассажиров. Ну, точно как в метро. Сегодня таким образом в Куритибе ежедневно перевозится 2,4 млн пассажиров.
По мнению Лернера, первая битва, которую нужно выиграть в городе, это битва между общественным и частным транспортом. В Куритибе это явно удалось. Приоритет общественных интересов перед личными здесь очевиден. И не только в части транспорта.
«В каждом городе есть некрасивые места, но их всегда можно преобразовать. Нет такой лягушки, которая не смогла бы стать принцессой, — находит художественный образ Жайме Лернер. — У нас все получилось так, как мы и задумывали, потому что мы ничего не усложняли».
Вот и проблему сортировки бытового мусора в Куритибе решили просто и изящно. Власти здесь не стали тратить силы на дорогостоящую и малоэффективную пропаганду среди взрослого населения, а обратились к детям. В доступной игровой форме в школах начали разъяснять, что есть два вида мусора — обычный и «мусор, который не мусор», то есть отходы, подлежащие вторичной переработке. И дети понесли эту простую мысль в семьи, призывая родителей правильно обращаться с тем, что в доме уже не нужно. С тех пор прошло 20 лет, эти дети выросли, но модель поведения у них закрепилась прочно.
Все новации в Куритибе вводились совсем не диктаторскими способами. «Мы никого не заставляли. Мы показывали, как можно поступать по-другому», — поясняет Лернер.
То, чем Жайме Лернер занимается сейчас, он называет «городской акупунктурой»: «Это точечные элементы городского пейзажа, когда одним маленьким укольчиком можно придать энергию для развития всего городского пространства». Свою заботу о городе он называет труднопереводимым на русский словом sustainability. Главное, по его словам, быстро принимать решения и быстро же их исполнять: «Я уверен, что в любом городе можно улучшить качество жизни за три года. Не важно, какой будет бюджет. Важно, какие будут приняты решения. Они должны быть простыми и правильными».
Несмотря на очевидные успехи в деле организации городского пространства, Куритиба ни у кого из нас не вызвала какого-то особо восторженного умиления. Да Лернер и сам признал, что это — вовсе не райское место, и, как и у любого другого большого города, у нее есть свои серьезные проблемы. Но в полной мере осознать достижения Жайме Лернера и его команды нам помогло хотя и кратковременное, но очень впечатляющее знакомство с другим бразильским мегаполисом.
Воспользовавшись несколькими часами свободного времени до отлета в Мюнхен, мы рванули из аэропорта в Сан-Пауло. Разойдясь на полтора часа в центре этого города в разные стороны, а потом снова собравшись вместе, мы единодушно признали: Сан-Пауло — это вам не Куритиба. Даже весьма поверхностный осмотр улиц этого гигантского города поверг нас в шок… Местный словоохотливый таксист потом «утешал»: это, мол, еще ничего, вы не видели, что здесь раньше творилось. Особо потрясло обилие людей, которые спали прямо на улице, завернувшись в одеяла; многочисленные бомжеватого вида личности, вежливо, но настойчиво предлагавшие оказать им материальную помощь; утренняя очередь таких же бедолаг, выстроившихся возле католического собора за бесплатными продуктовыми наборами; полуразрушенные или просто брошенные дома рядом с современнейшими небоскребами и стойкая вонь и грязь повсюду. В Куритибе мы ничего подобного не замечали. После такого «сравнительного анализа» стало понятнее, почему число жителей в Куритибе стремительно приближается к 2 млн — местным властям действительно удалось создать «город для людей».
В самом начале своей презентации Лернер заметил: «Креативность начинается там, где имеется ноль в бюджете». «Ну, с этим у нас все в порядке», — со знанием дела ответили ему пермяки.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.