ОПЕРА ПО‑НОВОМУ
Приезд в Пермь московского театра «Новая опера» — событие далеко не рядовое. Сам факт гастролей оперного театра — почти сенсация: драматические, бывает, наезжают, оперетта — сколько угодно, балет — тоже… Но гастролей оперы «старожилы не припомнят», как обычно говорят по поводу метеорологических феноменов.
Как оказалось, опера в Перми в высшей степени востребована. Все три дня зал Пермского академического театра оперы и балета был полон, зрители устраивали овации и заваливали артистов цветами. Между тем этот небольшой праздник — почти случайность. Театр ехал, собственно, не в Пермь, а в Осу, которая в этом году выиграла грант программы «Центр культуры Пермского края». Между «Новой оперой» и Осинской детской школой искусств существуют давние связи. Вообще, Оса может похвастать прочными музыкально-педагогическими традициями, которыми осинцы гордятся. Здешний детский джазовый коллектив «Киндер джаз» играет с таким драйвом, что профессионалы завидуют.
С «Новой оперой» осинцы затеяли очень красивый проект: спектакли должны были играться на воде, а зрители располагаться на высоком берегу, на территории музейного комплекса. С этим, правда, ничего не вышло: баржу не удалось закрепить, и в качестве концертного зала использовалась центральная площадь имени Ленина. После двухчасового «Евгения Онегина», не самой простой и не самой развлекательной оперы, которую осинцам пришлось смотреть в не самых комфортных условиях, овации длились около получаса. Спустя два дня пермяки смогли понять и разделить эти восторги.
Благодаря продюсерской компании «Артист» и городской программе «Лучшие театры России — юбилею Перми» «Новая опера» дала в Перми три спектакля. Именно ради них из Москвы прибыли оркестр, который в осинских выступлениях не участвовал, и сложносочиненные декорации «Травиаты», которую осинцы не видели.
По испытанной продюсерской стратегии в первый вечер гастролей давали главный хит — «Евгения Онегина», получившего в 1997 году «Золотую маску». Это программный спектакль «Новой оперы». В отличие от «Новой драмы», которая подразумевает, прежде всего, новизну драматургии, «Новая опера» материал использует классический, но подходы к нему демонстрирует новые. Пермские зрители привыкли к новаторским оперным прочтениям, однако театр Евгения Колобова продемонстрировал взгляд на оперные постановки, который серьезно отличается от принципов Георгия Исаакяна.
Известна фраза Колобова: «Опера — не музыкальный экспонат, а трамплин для интерпретаций». Его постановки интересны именно интерпретациями — как музыкальными, так и литературными. «Новая опера» не шокирует зрителей радикальными сценическими прочтениями, но каждый раз удивляет трактовками персонажей и действия, как заправский авторский драматический театр.
Конечно, это основано на жестоком кастинге. Откройте сайт «Новой оперы» и посмотрите на портреты сопрано: похоже на портфолио конкурса красоты. Внешность, актерский профессионализм, сценическое движение, дикция — все это необходимо артистам «Новой оперы» не меньше, чем вокальное мастерство. И это касается не только солистов, но и хора: пермяки впервые увидели такой красивый и подвижный хор.
Принципы «Новой оперы» особенно ярко воплотились в «Евгении Онегине». Своим успехом спектакль обязан в равной степени музыкальной редакции Евгения Колобова и постановочным приемам известного режиссера драматического театра Сергея Арцыбашева. Театр взял за основу первую редакцию оперы, более мрачную и трагичную, чем общепринятый более поздний вариант. Последние слова героя — «О смерть, иду искать тебя!»
Спектакль идет без перерыва, и это объяснимо: в нем столько драматизма и накала страстей, что остановить действие просто невозможно. В героях нет ни капли оперной ходульности. Это редкий пример оперной постановки, где можно говорить о режиссерском прочтении характеров.
Татьяна в исполнении Татьяны Печни-ковой обладает особой, очень живой харизмой, несмотря на то, что постановщики сделали ее девушкой задумчивой, книжной.
Ленский и Онегин (Дмитрий Пьянов и Виталий Билый) будто специально подобраны так, чтобы проиллюстрировать хрестоматийную строчку про «стихи и прозу, лед и пламень». Маленький, шустрый, восторженный поэт и высокий, основательный, полный байронической мрачности «лишний человек». В истории, рассказанной «Новой оперой», нет никаких сомнений, почему он «лишний», и это уж точно не его вина.
Суетливый Ленский поначалу вызывает недоумение. Его внешность и повадки подошли бы какому-нибудь Репетилову. Но по ходу дела становится ясно: в этом образе высказано горькое разочарование в поэтическом идеализме, который, как доказывает сюжет, может стать губительным. Эпизод с дуэлью поставлен очень драматично.
Присутствие на спектакле было особым удовольствием, потому что реакция зала являла собой тоже нечто вроде шоу. Достаточно вспомнить лишь, как после исполнения арии Онегина в абсолютной тишине прозвучал искренний зрительский возглас: «Молодец!», и сразу спало напряжение, публика заулыбалась. Улыбнулся и Виталий Билый.
После феерического «Онеги-на» от «Травиаты» ждали чего-то просто неземного. Однако увиденное принципиально отличалось от ожиданий. Оказалось, что «Новая опера» — очень разный театр. Да и может ли быть иначе, если в репертуаре — более 70 названий, среди которых такие, например, экзотичные, как «Carmina Burana» Карла Орфа?
«Травиата» оказалась сделанной совсем не по тем правилам, что «Евгений Онегин». Этот спектакль ставил не драматический режиссер, а балетмейстер — Алла Сигалова. Если «Евгений Онегин» — классическая, полная полутонов и нюансов живопись, то «Травиата» — графика. Во всем, начиная со сценографии. Герои одеты в черное, сцена тоже черная и блестящая от никелированного металла, столь любимого художником Эрнстом Гейдебрехтом. Главная деталь оформления — барная стойка: действие происходит как бы в кабаре, и на заднем плане играет… к сожалению, не рояль, а простое репетиционное пианино. Его не очень чистый звук неприятно контрастировал с безупречным «новооперовским» оркестром.
Все это очень стильно, но быстро надоедает. Оказывается, даже от очень элегантной гравюры можно устать, если смотреть на нее два часа. Исполнение оперы «как положено» — по-итальянски — оказалось трудновато для пермской публики: в перерыве слышались сожаления по этому поводу.
Но Виолетта была великолепна. Анна Новикова, работающая в этом коллективе первый год, — отличное приобретение театра. Свои чистые и изысканные колоратуры она продемонстрировала не только в «Травиате», но и в следующем спектакле — «Bravissimo!»
«Bravissimo!» — фирменная постановка «Новой оперы». В репертуаре театра несколько таких спектаклей: вроде бы концерт, но далекий от традиционной дивертисментной формы. Немыслимо даже представить себе во время этого концерта, например, конферанс… Действие непрерывное, эпизоды плавно переходят один в другой, хотя собраны фрагменты самых разных опер, а то и вовсе вставные эпизоды. Именно такой вставной номер — романс Алябьева «Соловей» и сделал Анну Новикову навсегда любимицей Перми. Ее броские колоратуры произвели даже большее впечатление, чем безупречное, чистое, сдержанное и проникновенное исполнение беспроигрышной Casta Diva Татьяной Печниковой, которая именно за роль Нормы получила «Золотую маску», или столь же хитовая Una Furtiva Lagrima, которую исполнил Александр Скварко.
«Фишка» спектакля «Bravis-simo!» в том, что это как бы пародия на пародию. Существует множество эстрадных номеров, пародирующих оперные штампы. Достаточно вспомнить кукольный «Необыкновенный концерт»… «Новая опера» признает справедливость иронического отношения к опере «старой», но при этом доказывает право на собственную иронию по отношению к тем, кто воспринимает оперу лишь как набор ходульных приемов. «Bravissimo!» — наилучшее средство избавиться от стереотипных взглядов на это искусство.
После финала «Bravissimo!» на сцену выскочила толпа зрителей с букетами, которые дарили, судя по всему, знакомым людям: в труппе «Новой оперы» довольно много пермяков. Один из таких букетов глава администрации Перми Аркадий Кац подарил выпускнику Пермского музыкального училища дирижеру Дмитрию Волосникову. Краткая речь сити-менеджера была весьма эмоциональной и, похоже, вполне искренней.
После этих гастролей пермской опере работать будет сложнее…
«АРТИСТ» ПРИВЕЗЕТ В ПЕРМЬ ВИКТЮКА, ТЕАТР МАЯКОВСКОГО И ВАХТАНГОВЦЕВ
Программа «Лучшие театры России — юбилею Перми» продолжится и после завершения юбилейного года: она рассчитана до конца театрального сезона.
Как сообщил глава продюсерской компании «Артист» Николай Глебов, 4-6 декабря в Перми будет гастролировать Театр Романа Виктюка с «Саломеей», «Служанками» и свежей премьерой — «Восемь любимых женщин». Существует договоренность между Виктюком и его пермским продюсером, что все премьеры этого театра после Москвы будут сразу показываться в Перми.
В конце февраля — начале марта 2009 года предстоят гастроли Театра им. Маяковского, тоже с тремя спектаклями — «Женитьба» Гоголя, «На бойком месте» Островского и «Круг» Сомерсета Моэма. Ожидается приезд всех «звезд» — Александра Лазарева, Светланы Немоляевой, Евгении Симоновой, Игоря Костолевского.
Весной планируются полномасштабные гастроли Театра им. Вахтангова с большой программой, в которой несколько хитов, таких как «Сирано де Бержерак», «За двумя зайцами», «Мадемуазель Нитуш», а также две премьеры.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.