Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ГОРОД И КРАСОТА

Поделиться

  newsko.ru

ПЕРСОНАЛЬНАЯ выставка акварелиста Виктора Кузина в Центральном выставочном зале названа полемически — «Лирика». Кузин известен как мастер городского и индустриального пейзажа, именно в этом качестве его высоко ценят коллекционеры. Однако на сей раз он решил доказать, что лирический пейзаж ему удается не хуже. Выставка пронизана непривычным для Кузина светом, его лирические пейзажи полупрозрачны и очень легки. Свежие работы — 2007-2008 годов — выполнены в светлых тонах, очень лаконично, сдержанно, неброско. Словом, лирика.

То, что Виктор Федорович в душе лирик, знают все, кому посчастливилось с ним встречаться. На вернисаже он появился по-прежнему энергичный и элегантный, в «счастливом» пиджаке из черного бархата, в окружении ахающих и щебечущих «муз». Стало понятно, почему его на девятом десятке лет по-прежнему тянет на лирику. Однако затесавшиеся в компанию лирических откровений старые работы, такие, например, как «Дворец Свердлова», написанный в конце 1950-х годов, нескромно показывают: все-таки город удается Кузину как ничто другое. Классика есть классика.

НЕМАЛО внимания уделено городскому пейзажу и в персональной юбилейной экспозиции Вячеслава Смирнова, открывшейся в Доме художника неделю назад. Правда, город здесь в основном — Тобольск, а с Пермью для Смирнова связаны негородские понятия. Наверное, только Тобольск с его нетронутой архаичностью мог «пробить» Смирнова на изображение города. До сих пор художник считал эту тему недостаточно архетипичной. Ангелы, надмирные существа, персонажи эпоса, картины природы для Смирнова характерны в гораздо большей степени. Тобольский пленэр раскрыл его дарование с новой стороны.

Старый город в изображении Смирнова — музыкальное существо, недаром серия акварелей называется «Тобольские перезвоны». Каждый лист — гармония высот и низов, башен кремля и деревянных домишек. Художник выбрал нетипичную для себя цветовую гамму — серо-синий, лилово-розовый. А техника, как это часто бывает у Смирнова, авторская — он вообще любит изобретать новые фактуры и материалы. В данном случае он рисовал на мятой бумаге, в результате получился удивительный изобразительный эффект — до картин хочется дотронуться… Хорошо, что они закрыты стеклом.

Основную часть экспозиции, кроме тобольских акварелей, составили новые работы, в которых Смирнов, с одной стороны, верен себе, но с другой — очень свеж и полон неожиданностей. Для этой выставки он написал серию больших полотен, в которых есть многие из его любимых тем — и «пермский звериный стиль», и мифологические сюжеты вообще, и озорная эротика. Новые работы Смирнова открывают зрителям глаза на то, что в Перми, оказывается, есть аутентичный художник-этнофутурист, непростительно проигнорированный фестивалем «Камва». Картины Смирнова отлично смотрелись бы в контексте выставки «Искусство света».

Смирнов как был, так и остался немного маргиналом, но маргиналом изысканным, а не яростным, как, например, Валерий Подкуйко. Однако не случайно даже в официальном пресс-релизе художника именуют не «Вячеслав», а «Слава». Это имя, которым привыкли называть его товарищи по «маргинальному» периоду, стало для него чем-то вроде творческого псевдонима.

Кстати, книга Анны Сидякиной «Маргиналы» в экспозиции тоже присутствует: по случаю юбилея Смирнов разбавил картины стендами с личными фотографиями, проиллюстрированными им книгами, фотографиями из спектаклей, которые он оформил, и прочими памятными артефактами, рассказывающими о его жизненном и творческом пути.

Для создания полотен на темы «пермского звериного стиля» он использует любимый материал — акрил. Смирнов — мастер акрила. Если бы эти краски не изобрели, такого художника не было бы. Точнее, был бы, но другой. Среди его ноу-хау — живопись акрилом на ворсистой ткани — получается настоящий гобелен, но еще забавнее — живопись на набивном ситце. «Родной» рисунок ткани — все эти клеточки-квадратики, цветочки и прочее — становится частью сюжета картины. Эффект — потрясающий: например, портрет влюбленных, на лицах которых расцветают папоротники. Невозможно не начать придумывать глубокомысленные расшифровки этого символа.

ЕСЛИ уж говорить о живописи на ткани, то логично вспомнить выставку «Секретные материалы», открывшуюся в галерее «Марис-Арт». Название со скрытым смыслом: речь идет не только о сюжетах, полных загадок, но и о материалах в буквальном смысле — тех, из которых изготавливаются произведения искусства.

Большую часть выставки составляют батики. В малом зале «Мариса» выставлены батики Ольги Субботиной, выполненные «холодным» способом: живопись специальными красками по шелку. Эти шелковые картины напоминают иллюстрации к ненаписанным книгам, возможно, к сборнику басен, ведь большинство действующих лиц — животные. Батики Ольги Субботиной хочется долго и внимательно рассматривать, вникая в детали, проникаясь авторским юмором…

Вот, к примеру, «Коллек­ция»: барышня рассматривает бредущих по столу фарфоровых слоников, а на стенах развешаны насекомые в рамках. Но почему-то кажется, что коллекционирует она не статуэтки и не жуков, а мужчин, так же аккуратно пришпиливая трофеи булавками. Или, например, «Царство»: пышнотелая царевна задумчиво рассматривает лягушку, а на стене в рамочке — пятка, очевидно, Ивана Царевича рядом с лежащей на земле стрелой.

Батик «Соседи» изображает собачку и кошечку, сидящих у соседних подъездов — почему-то кажется, что питерских, а на стене табличка: «ул. Гоголя». По словам арт-директора галереи Вадима Зубкова, «Марис» таким образом постепенно подбирается к тематике 2009 года — года Гоголя.

В большом зале галереи тоже своего рода задел на 2009 год: здесь представлены батики и эмали Анатолия Филимонова, у которого через год будет юбилей. «Марисовцы» намерены отмечать его персональной выставкой, экспонаты для которой придется собирать по частным коллекциям, ведь художника несколько лет уже нет в живых.

Центральный экспонат здесь — «Книга художника», двухсторонняя прорезная эмаль в форме четырехчастного складня. В этой «Книге» собраны мотивы, которые волновали Филимонова — литературные, философские, исторические. Другие экспонаты столь же многозначительны и выразительны.

Великолепна живописная «Регата» — схваченные в движении паруса. Торжественно мрачны «Бесы. Достоевский в Перми». Декоративно ярок триптих «Деревня» — жизнерадостный портрет деревенских мужчины и женщины, над которыми сияет фольклорное орнаментированное солнышко. Но, наверное, самое впечатляющее произведение выставки — это многочастная эмаль «Великий князь Михаил. Трагедия в Перми», сделанная в форме расколотого окна, сквозь которое видны трагические события 1918 года.

Интересно, что многие эмали Филимонова выполнены на… бракованных заготовках для подносов. Вот оно, «бедное русское искусство». Вот они, «Секретные материалы».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться