Пермь перед большим промышленным рывком
К 1931 году промышленная Пермь на карте СССР ничем особым не выделялась, кроме производства сепараторов. «По строению своей промышленности Пермский район может быть назван металлическим районом, так как стоимость валовой продукции металлопромышлености составляет 60 процентов продукции всей промышленности района», — написано в материалах по развитию Пермского района Уральской области, изданных в 1931 году в Перми.
Кроме сепараторов Пермь 1931 года производила суперфосфат, кирпич, известь, бутовый камень, пиломатериалы, стекло оконное, литьё чугунное, спецодежду, тетради ученические, конфеты и хлеб, ремонтировала паровозы и начала выпускать буксиры на новеньком судостроительном заводе.
Мотовилихинские заводы в то время к Перми не относились — они были расположены в отдельном городе под названием Молотово.
Надежды Пермь 1931 года связывала с расширением паровозоремонтного завода, причем, на новом месте, в Бахаревке.
Ожидалось, что в Перми будет построен и самолетостроительный завод в пару к строящемуся двигателестроительному №19.
Большие надежды пермское руководство связывало с новым судостроительным заводом на правом берегу Камы. Чего ждать от завода «К», который в то же время строился чуть ниже по течению, руководство не знало, поэтому никаких планов с ним не связывало.
Гораздо большее внимание городские власти уделяли механическому заводу «Коммунар» (бывший гвоздарный завод), который пришлось переносить на место кожевенного завода, где была железнодорожная ветка. В 1929 году предприятие переоборудовали для нужд Волжско-Камского и восточно-уральского лесосплава. Это было новое и перспективное. Кроме того, власти ломали голову, что делать с чугунолитейным и механическим заводом «Красный партизан», который был организован в 1930 году на территории бывшего свечного завода в центре города для обслуживания хозяйственных нужд населения и учреждений (ремонт пишущих машин, велосипедов, самоваров и т д). Завод этот необходимо было расширять, но рядом не было места.
Пермские власти активно хлопотали о развитии новых производств в городе. В частности, считалось целесообразным расположить здесь котлостроительный завод, завод бумажных машин, завод станков-автоматов, обогатительную фабрику и медеплавильный завод, завод стандартных домов и мебельную фабрику, а на фабрике Гознак открыть производство фотографической бумаги.
Тогда же, в 1931 году был поставлен вопрос о необходимости строительства моста через Каму. Его построили только спустя 36 лет, а паровозоремонтный завод — ныне пермский мотовозоремонтный завод «Ремпутьмаш» — и ныне там, на узкой полоске между станцией Пермь I и рекой. На месте фабрики по производству тетрадей давно уже дом Советов, а в центре города больше не пахнет конфетами — Пермская кондитерская фабрика (бывшая Судоплатова) съехала с улицы Коммунистической уже в 2000-е годы. К этому времени оказалось, что главным активом фабрики является земельный участок. Фабрику «Пермодежда», которая в 1930-е годы специализировалась на спецодежде, в 1960-80-е годы ждал настоящий расцвет. Вплоть до конца 1990-х годов большинство контрафактных пальто с лейблом «Сделано в Италии» шили здесь — таким было мастерство работниц. Сепараторы давно ушли в прошлое, как и бензопилы, которые после стали производить на бывшем заводе Лесснера. А вот суперфосфат в Перми производится до сих пор, как и хлеб, и пиломатериалы, и кирпич.
В целом, власти Перми, прогнозируя развитие города в 1931 году, представить себе не могли тот промышленный размах, который ждет регион в самое ближайшее будущее.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.