Евгения Пастухова 1

Евгения Пастухова

журналист

Плач по пермской медицине

Поделиться

  newsko.ru

В распоряжении «Нового компаньона» оказался акт по результатам комплексной проверки системы организации оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения Пермского края, проведенной комиссией Министерства здравоохранения и социального развития РФ в период с 10 по 16 декабря прошлого года. Комиссия обнаружила массу нарушений — от санитарно‑эпидемиологических до коррупционных.

После трагедии в клубе «Хромая лошадь» министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова ужаснулась состоянию пермской медицины. Своими впечатлениями она поделилась с председателем правительства РФ Владимиром Путиным, который на специальном совещании 8 декабря охарактеризовал состояние системы здравоохранения в Пермском крае как «плачевное». В результате федеральное ведомство направило в Пермский край специальную комиссию, состоящую из экспертов министерства и специалистов-врачей.

Председателем комиссии была назначена заместитель директора департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития Елена Бугрова. В состав комиссии вошли: замдиректора департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздравсоцразвития Галина Чистякова, замдиректора департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития Ольга Чумакова, руководитель отдела термических поражений ФГУ «Институт хирургии им. Вишневского Росмедтехнологий» Андрей Алексеев, директор Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. Джанелидзе комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга Сергей Багненко, начальник отдела надзора и контроля по общим вопросам трудового законодательства Федеральной службы по труду и занятости Анатолий Ещенко, замдиректора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Нина Ковязина, замначальника Управления лицензирования в сфере здравоохранения и социального развития Росздравнадзора Виктор Книга, начальник отдела организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития Иван Кокоткин, замначальника отдела организации надзора по гигиене труда и коммунальной гигиене управления санитарного надзора Роспотребнадзора Наталья Пронина, замдиректора департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития Виталий Флек.

После резких слов Путина итогов работы комиссии в Пермском крае ждали с нетерпением: от выводов экспертов во многом зависит дальнейшая карьера ряда пермских политиков и управленцев «первого эшелона». Депутаты краевого Законодательного собрания на пленарном заседании 21 января потребовали у и. о. премьер-министра Пермского края Валерия Сухих предоставить им материалы проверки незамедлительно. Сухих пошел им навстречу, предварительно охарактеризовав выводы Владимира Путина как «скоропалительные». И. о. главы краевого правительства уверял, что комиссия не обнаружила ничего катастрофического, только «текущие» нарушения. О том же самом на страницах своего блога в «Живом журнале» написал губернатор Олег Чиркунов, ссылаясь на предварительные выводы комиссии.

Отчет был доставлен в здание на ул. Куйбышева, 14 на следующий после «пленарки» день, 22 января. Однако оглашать его результаты чиновники не спешили: документ был помечен грифом «для служебного пользования». «Новому компаньону» удалось получить полный отчет. Выводы комиссии свидетельствуют совсем не в пользу краевого правительства: эксперты Минздравсоцразвития выявили массу нарушений.

Всего в стационары Перми после пожара 5 декабря было доставлено 142 пострадавших, из них шестеро погибли в течение первых двух часов. В ликвидации последствий трагедии участвовало 55 бригад скорой помощи и две бригады экстренного реагирования Пермского краевого территориального центра медицины катастроф. Среднее время прибытия составило 7,1 минуты, доставки до медицинского учреждения — 21,1 минуты.

Эксперты комиссии обнаружили, что в Перми отсутствует схема организации эвакуации пострадавших в условиях ЧС. В результате имела место несогласованность действий между работниками скорой помощи, Центром медицины катастроф и лечебными учреждениями при распределении потоков пострадавших. Первоначально 12 больных были доставлены в горбольницу №21, но после длительного ожидания в ее приемном отделении выяснялось, что мест в стационаре нет. Вновь вызывались бригады скорой помощи, и пострадавшие транспортировались в МЧС №11. Таким образом, задержка в госпитализации 12 пострадавших до начала оказания им специализированной помощи составила от полутора до 2,5 часов, что не могло не отразиться на тяжести состояния пострадавших.

На искусственную вентиляцию легких было переведено 14 пострадавших (28,2% от подлежащих переводу), 21 пациенту (61,8%), которым довелось попасть к неспециализированным бригадам, аппаратов ИВЛ не досталось. Восьми пострадавшим, самостоятельно обратившимся на центральную подстанцию станции скорой помощи, собственно помощь оказывалась на полу приемного отделения: в здании не предусмотрен кабинет для приема амбулаторных больных.

В то же время комиссия отметила, что в целом персонал станций скорой помощи выполнил свои обязанности в полном объеме: оперативно произвел сортировку пострадавших, оказал в достаточном объеме первичную медицинскую помощь на месте и в пути следования, без промедлений выполнил эвакуацию в ближайшие стационары, оказал экстренную психологическую поддержку пострадавшим и родственникам, при том, что в части автомобилей скорой помощи отсутствовало необходимое оборудование.

В медучреждениях Перми на момент проверки обнаружился 41 аппарат ИВЛ: по 16 в краевой клинической больнице и МСЧ №9 и только девять в ожоговом центре! На современном аппарате ИВЛ в больнице №21 была только одна пострадавшая. На просьбу показать другие аппараты сотрудники больницы предоставили еще две штуки. Попытавшись разобраться, откуда же взялась цифра девять, эксперты комиссии продолжили увещевания, и в результате для них открыли склад. Шесть аппаратов фирмы «Амадэус» пылились в закрытой комнате, при этом данные о наличии аппаратов именно этой марки в документах отсутствуют.

Проанализировав медицинские карты 19 пациентов, умерших в стационарах Перми с 5 до 10 декабря, комиссия обнаружила, что на момент поступления пострадавших ни в одном из учреждений, принявших пострадавших, включая ожоговое отделение горбольницы №21, не было жизненно необходимых для лечения ожога верхних дыхательных путей препаратов «сурфактант-BL» и «куросорф».

По факту оказания медицинской помощи пострадавшим при пожаре в клубе «Хромая лошадь» была проведена проверка работы тех лечебно-профилактических учреждений, в которые они были доставлены. А именно: МУЗ «Городская больница №21», имеющая в своем составе ожоговое отделение, МУЗ «МСЧ №11», МУЗ «МСЧ №9», МУЗ «Городская больница №4», Пермская краевая клиническая больница, а также МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» и несколько районных больниц.

Сравнив количество вызовов скорой помощи за девять месяцев 2009 года с аналогичным периодом прошлого года, комиссия обнаружила, что прирост составил 9,5 тыс. (283 тыс. против 274 тыс. в 2008-м). «Это косвенно свидетельствует о недоработках амбулаторно-поликлинической службы», — делают вывод эксперты. Более того, в 2009 году в каретах скорой помощи умерло 393 человека, что на 63% больше, чем в 2008-м. При этом 253 обратившихся умерли в присутствии реанимационных бригад.

Опоздания на вызовы с летальными исходами составили 175 случаев (287 случаев в 2008 году).

Скорая помощь нуждается в специалистах: укомплектованность врачебными кадрами на 1 октября 2010 года составила 62,6%, и только 86,9% врачей имеют сертификат специалиста. Помимо врачей, пермским «скорым» не хватает 11 автомобилей. С учетом общей численности населения Перми (987 тыс. человек) потребность составляет 99 единиц техники. В городе ежесуточно функционирует 88 машин.

В рамках национального проекта «Здоровье» Пермский край получил 11 реанимобилей со специальным оборудованием на сумму 15,7 млн руб. для их последующей передачи лечебно-профилактическим учреждениям. В заявке на поставку машин были указаны краевая больница, станция скорой помощи, центральная больница Пермского района. Практически в течение года эти машины простаивали на стоянке ГУЗ «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф». В июне 2008 года приказом краевого агентства по управлению имуществом семь реанимобилей были переданы в хозяйственное ведение ГУП «Автомобильная база правительства Пермского края». В сентябре они были изъяты. Шесть из них были безвозмездно переданы в собственность города Перми, один — в собственность Пермского района. Эксперты комиссии честно признаются, что проследить по документам судьбу реанимобилей не представляется возможным.

Более того, в 2006 году по нацпроекту Пермь получила 18 машин на сумму 5,2 млн руб., которые были переданы в хозяйственное ведение Муниципального предприятия санитарного автотранспорта Перми, оставаясь в оперативном управлении у МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» Перми. По факту — оборудование установлено на машинах. Однако муниципальному предприятию автомобили были переданы уже разукомплектованными. Отметим, что муниципальное предприятие санитарного автотранспорта было включено в план приватизации на 2010 год, однако после трагедии в «Хромой лошади» спешно исключено из него.

Больше всего нарушений комиссия обнаружила в работе ожогового центра и больницы №21, на базе которого он расположен. За период с 2008 по 2009 год количество коек в отделении сократилось с 60 до 40. У учреждения отсутствует лицензия на оказание специализированной помощи по хирургии, в то время как лечение ожогов относится как раз к такой деятельности. Таким образом, делает вывод комиссия, медицинская помощь больным с ожогами в больнице №21 может осуществляться только в рамках первичной медико-санитарной.

На момент проверки в отделении было развернуто 70 коек, включая 13 флюидизирующих кроватей (на воздушной подушке).

Краевая клиническая больница укомплектована лучше: в ней хватает и кадров, и оборудования.

Почти все проверенные больницы допустили серьезные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН. Воздух, подаваемый в палаты для больных с ожогами, должен обрабатываться устройствами обеззараживания. В ожоговом отделении больницы №21 этого не было. Кладовая для хранения белья находится в подвале и используется как гардеробная для уличной одежды сестры-хозяйки. При наличии новых матрасов больные лежат на рваных, белье больным меняется несвоевременно (учитывая, где оно хранится, может, это и к лучшему).

По данным комиссии, только в немногих лечебных учреждениях Пермского края в последние годы проводились капитальные или хотя бы косметические ремонты. Тесные палаты, в которых стоят по две-три дополнительных койки, просевшие полы, порванный линолеум, ободранные стены, неисправные краны и унитазы, старые кровати с провисшими панцирными сетками, сломанные стулья и тумбочки, жуткие матрасы и ватные подушки, застиранное белье, облупившиеся бачки для перевозки пищи, отсутствие ложек, чашек, зачастую отвратительное питание. В ожоговом отделении больница №21 из-за несвоевременного устранения следов протечек в воздухе витают плесневые и дрожжевые грибы.

Например, в МСЧ №9 из-за повреждения напольного покрытия в операционных при ходьбе выделяется песчано-цементная пыль, а с потолка свисает штукатурка. В чистой перевязочной хирургического отделения собственно перевязки осуществляются на ржавом столе, а при механическом воздействии кусочки ржавчины отваливаются.

Комиссией выявлено страшное состояние показателей смертности населения на 1 тыс. жителей, которые превышают средние показатели по России. Смертность населения в трудоспособном возрасте выше среднероссийского показателя на 17%, а показатель первичного выхода на инвалидность в возрасте 18 лет и старше превышает среднероссийский на 14%.

Отдельный вопрос в акте комиссии посвящен плохому состоянию материально-технической базы большинства лечебных учреждений Пермского края. В операционных и отделениях интенсивной терапии дыхательная и наркозная аппаратура в восьми случаях из 10 имеет 100%-ный износ, морально устарела. Отсутствуют мониторы, инфузоматы и другое жизненно необходимое оборудование.

До 1 марта правительство Пермского края должно предоставить в Минздравсоцразвития план устранения выявленных нарушений. Среди предписаний — придать ожоговому центру статус краевого, оказывающего специализированную медицинскую помощь, привести количество машин скорой помощи в соответствие с нормативами, разработать и утвердить систему медицинской эвакуации пострадавших с учетом профилей медучреждений, обеспечить оснащенность лечебных учреждений изделиями медицинской техники и оборудования, а также, наконец, рассказать населению об его праве на бесплатную медицинскую помощь посредством специальной информационной кампании.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться