«Оказывается, у нас - один из лучших дирижеров России»
newsko.ru
Главный дирижер Пермского академического театра оперы и балета Валерий Платонов стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска-2009» в номинации «Работа дирижера в опере» — за музыкальное руководство постановкой оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича». Приятным сюрпризом стали две «Золотые маски» у театра «Балет Евгения Панфилова». Спектакль Casting off, поставленный московским хореографом Ларисой Александровой, был признан лучшим спектаклем современного танца. Вторую «Маску» получил Алексей Хорошев в номинации «Работа художника по свету в музыкальном театре». Театр «У Моста», хоть и не получил «Маску» ни в одной из номинаций, был удостоен специального приза жюри драматического театра за то, что открыл для российского зрителя творчество ирландского драматурга Мартина МакДонаха.
Когда 16 апреля на церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая маска» объявили лауреата в номинации «Работа дирижера в музыкальном театре», камера телеоператора канала «Культура» очень удачно выхватила лицо главного дирижера Пермского академического театра оперы и балета Валерия Платонова, и вся Россия могла видеть неподдельное изумление на лице лауреата. Такое сыграть невозможно, а зная простодушную искренность Валерия Игнатьевича, можно сказать с полной уверенностью: он действительно не думал, что его наградят.
Между тем эта награда — более чем заслуженная. Она заслужена, по крайней мере, дважды: в прошлом году жюри по непонятным причинам не отметило выдающуюся работу дирижера в постановке оперы Монтеверди «Орфей», зато нынче именно Платонов стал единственным обладателем «Маски» за спектакль, который газета «Культура» объявила событием года — оперу Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» в постановке Георгия Исаакяна.
Сам Исаакян, радуясь за Платонова, торжествующе говорит: «Многие привыкли ругать наш театр за музыкальную часть, а теперь оказывается, что у нас — один из лучших дирижеров России!» Действительно, дирижерская «Маска» — одна из самых престижных наград в музыкальном театре.
Конечно, когда спектакль номинируется в пяти категориях и выигрывает лишь в одной, к радости неизбежно примешивается разочарование. В данном случае непонятно, почему не стал лауреатом композитор Александр Чайковский. Но решения жюри «Золотой маски» часто бывают продиктованы какими-то тайными, непонятными театральной общественности причинами.
То, что пермский балет на сей раз остался без наград, не требует особых комментариев. К счастью, на последнем фестивале «Дягилевские сезоны» в Перми был показан получивший «Маску» балет Алексея Ратманского «Русские сезоны», и все, кто его видел, могут спокойно утверждать: рядом с этим шедевром сложно держаться на уровне. Тем не менее пермская «Медея» прошла в Москве очень неплохо, была достойно принята и зрителями, и критикой.
А вот две награды у «Балета Евгения Панфилова» — это немножко сенсация, немножко курьез и в очень большой степени предостережение. Спектакль Casting off, поставленный московским хореографом Ларисой Александровой, — действительно достойная работа. В свое время старый друг этого театра, критик Лариса Барыкина познакомила театр и хореографа, результатом чего и стал нынешний успех. Но как будет жить «Балет Евгения Панфилова» дальше? Кто будет ставить здесь спектакли? Коллективу пока не удалось вырастить собственного автора, который мог бы перейти от постановки отдельных миниатюр к большим, связным произведениям, и все поклонники «Балета Евгения Панфилова» опасаются, как бы Casting off не стал его лебединой песней.
Но художник по свету Алексей Хорошев — еще один лауреат «Маски» — абсолютно свой, взращенный в этом театре. Порадовала не только его награда, но и его достойное выступление на церемонии, где он сказал, что был счастлив осветить прекрасную работу артистов «Балета Евгения Панфилова».
Наконец, награда театра «У Моста» — повод для вопросов и недоумений. Театровед Анатолий Смелянский, вручавший «Маску» Сергею Федотову, даже не смог сформулировать, за что жюри присудило этот специальный приз, просто сказал, что театр много лет хорошо работает, и в нем хорошие артисты.
Ни в одной из номинаций «У Моста» отмечен не был, а его художественный руководитель Сергей Федотов в своей речи на церемонии вместо благодарностей высказывал обиды: мол, в Чехии его наградили после 10 поставленных спектаклей, а в России он поставил сотни, и вот только сейчас соизволили…
Так или иначе, четыре «Маски» в трех театрах — исключительный урожай для российской провинции. Небольшая сенсация, которую даже самые информированные театральные обозреватели не могли предсказать.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.