Дмитрий Орлов:
Не надо путать свою шерсть с государственной
— Дмитрий Станиславович, ваш приход в Законодательное собрание Пермского края ознаменовался скандалом — обнаружились противники вашего вхождения в бюджетный комитет. В чём, на ваш взгляд, причина такого противодействия?
— Ну, «скандал» — это громко сказано. Скорее это был казус. Юридическое основание для отказа мне во вхождении в бюджетный комитет действительно было. Соответствующее заявление я написал позже, чем это предусмотрено регламентом. Однако свои действия согласовал с председателем Законодательного собрания Николаем Девяткиным, который пошёл мне навстречу, поскольку сделать заявку раньше я не мог в силу объективных обстоятельств — депутатом стал в понедельник, а пленарное заседание состоялось в четверг.
Предполагаю, что «Единая Россия» просто решила воспользоваться случаем и показать, «кто в доме хозяин». Но оказалось, что «дом» все-таки коммунальный.
— А почему вам интересен именно бюджетный комитет?
— Там была вакансия — лишённый депутатских полномочий единоросс Сергей Рихтер входил именно в этот комитет. Кроме того, по образованию я экономист и считаю логичным применять свои знания там, где они наиболее востребованы. И, наконец, самая важная причина заключается в том, что Лысьвенский район, жители которого избрали меня депутатом, недофинансирован. Это несправедливо по отношению к такой важной территории края, и надо исправлять эту ситуацию. Эффективнее это можно сделать, если я как депутат от Лысьвенского района буду членом бюджетного комитета.
— На какие районные проекты вы намерены добиваться краевого финансирования?
— Я считаю, что строительство дороги на Кын является краевой задачей, которая должна решаться в рамках проекта «Пермь — культурная столица Европы», о важности которого Олег Чиркунов говорил, в том числе и на встрече с депутатской группой «Правое дело» перед своим переназначением на должность губернатора. Кын-завод и Лысьва — жемчужины истории нашего края, у территории — яркое туристическое будущее. Уверен, что в понятие культурной столицы должны входить не только краевой центр, но и такие знаковые территории, как Лысьвенский район. И трудно переоценить экономическое значение этой дороги: она без малого на 100 км делает короче путь из Перми в Екатеринбург.
Вспоминаю случай, когда в Кын повезли чехов для открытия мемориала в День согласия и примирения. На середине дороги автобус с делегацией сломался, и её участников вывозили оттуда на специально подогнанной технике. Прямо скажу, было очень стыдно.
— Какова цена вопроса и сколько денег вы рассчитываете получить из краевого бюджета?
— Не готов пока озвучивать конкретные цифры. Буквально на днях общался с главой Лысьвенского района Александром Гончаровым по поводу задач, для решения которых требуется участие краевых властей, и в результате был составлен перечень приоритетов. Кын — лишь один из них.
Очень злободневным для лысьвенцев является вопрос о приведении в нормативное состояние местной системы водоснабжения. У всех на слуху катастрофическая ситуация в Краснокамске. Так вот, могу заверить, что в Лысьве дела обстоят не лучше, просто там ещё не рвануло. Но произойти это может в любую минуту. Поэтому считаю необходимым довести эту информацию до сведения краевого руководства. Техногенные катастрофы пора предотвращать, а не героически преодолевать силами МЧС.
— Внутри группы «Правое дело» были разногласия по поводу наделения Олега Чиркунова полномочиями губернатора на второй срок?
— Мы демократическая партия, поэтому такие вопросы на публичное обсуждение даже не выносим. У каждого члена группы есть своё мнение, и он вправе принимать решения, руководствуясь личными убеждениями.
— Какой вопрос вы задали Чиркунову во время упомянутой встречи с ним?
— Лично меня беспокоит ситуация с управляющими компаниями, которая сложилась в Пермском крае и характерна для всей страны. Одним словом ее можно охарактеризовать как бардак. Понятно, что не все управляющие компании являются недобросовестными, но конторы по типу «Рогов и копыт» создаются очень часто, в управление им передается жилой фонд, они накапливают долги и исчезают, а поставщики ресурсов остаются и расхлёбывают заваренную ими «кашу».
Государство должно контролировать процесс передачи домов в управление частным компаниям и отсеивать непорядочных дельцов ещё на стадии их возникновения. Механизмы такого контроля давно созданы и применяются в других отраслях.
Замечу, что губернатор попросил подготовить соответствующие предложения. В своей основе они уже готовы: ситуация с управляющими компаниями в Лысьве — просто хрестоматийная, я её во время избирательной кампании не только изучил, но и принял некоторые меры по исправлению.
— Что сейчас представляет собой «Правое дело» в краевом парламенте?
— В группу входят шесть депутатов, из них пятеро являются членами партии. Всего в региональном отделении «Правого дела» состоят около 1 тыс. человек. И гнаться за количеством мы не собираемся.
— Сколько кандидатов вы намерены вести на выборы в Пермскую городскую думу, которые состоятся в марте 2011 года?
— Этот вопрос в ноябре будет обсуждаться на политсовете регионального отделения «Правого дела». Предполагаю, что представлять нашу партию на муниципальных выборах будут не менее 20 человек.
— «Единая Россия» уже активно пропагандирует свои цели и задачи, рекламирует проекты типа «Единых дорог Перми». С какой повесткой вы собираетесь выходить к избирателям и есть ли она вообще?
— Деньги, которые вкладываются в муниципальные дороги, не принадлежат «Единой России», это средства федерального бюджета. Как говорил товарищ Саахов из фильма «Кавказская пленница», «не надо путать свою шерсть с государственной».
Кстати, и дополнительные 4 млрд руб. по линии ФОМС для пермского здравоохранения — это федеральный закон, который вступит в силу с 1 января, а не партпроект «Единой России». Рекламирование пермскими единороссами, как вы сказали, «проектов» все больше напоминает сказку про Кота в сапогах: «А чьи это поля?.. А чьи это леса?..».
Что касается нас, то «Правое дело» идет на выборы с реальной программой преобразования Перми в город, где людям приятно жить. Согласимся, что сегодня это не так. Пермь за последние четыре года очень отстала от сопоставимых городов страны. Реальное достижение — объездная дорога, реконструкция дороги, соединившей три района, ограждения на остановках трамвая — это результат настойчивости губернатора, а не сплошь единороссовской Пермской городской думы. И с этим утверждением, уверен, в душе согласны и самые правоверные единороссы, и самые ярые противники главы региона. Потому что это правда.
— В следующем году вы будете переизбираться депутатом Законодательного собрания?
— Да. Я говорил лысьвенцам, что отношусь к своему избранию сроком на год как к испытательному сроку.
— Вы реально рассчитываете на то, что в течение нескольких месяцев сможете добиться чего-то существенного, учитывая, что большинство в парламенте принадлежит не особо благоволящей вам «Единой России»?
— По факту очень многие инициативы, входящие сейчас в комитеты краевого Законодательного собрания от «Правого дела», на выходе оформляются как законопроекты или поправки от «Единой России». К этому плагиату я отношусь спокойно. Главное, чтобы хорошие законы принимались. Но, думаю, что «Правое дело» начнёт более активно позиционировать себя как инициатор законотворческих идей.
За период кампании я провёл порядка 600 встреч с избирателями и знаю, что у людей по отношению к «Единой России» накопился серьёзный негатив. Если ребята намерены избираться через год, им надо будет предпринимать реальные шаги.
— Озвучьте, пожалуйста, инициативы, с которыми вы собираетесь выходить на краевое Законодательное собрание.
— Первое — это социальная поддержка врачей и учителей. Не предполагал, что дела у них обстоят так плачевно. Встречался в селах с врачами и учителями, зарплаты которых не дотягивают даже до прожиточного минимума. Это просто страшно! Кировская область может себе позволить региональные надбавки всем врачам и учителям, а мы разве нет?
Свою инициативу я уже обсуждал с краевыми властями, и они предлагают определить срок ввода таких надбавок с 1 июля 2011 года. Я уверен, что это можно сделать раньше, чтобы региональный закон о надбавках к зарплатам врачей и учителей вступил в силу с 1 января 2011. Утверждаю, что экономическая возможность есть, и вопрос этот — политический, скорее даже нравственный: что важнее для единороссовского большинства в Законодательном собрании — провалить мою идею, чтобы у «Правого дела» накануне выборов не было «в копилке» такого козыря, или отбросить политические амбиции и проголосовать «за» в интересах жителей Прикамья?
Вторая моя идея тоже не нова и уже реализована в ряде регионов России. Я предлагаю за счет бюджета готовить земельные участки, подводить к ним коммуникации и уже потом передавать их застройщикам. В обмен строители будут обязаны продавать квартиры гражданам по себестоимости (в Перми она составляет около 15 тыс. руб. за 1 кв. м). В результате мы получим так называемое социальное жильё.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.