Ардовский.png

Филипп Ардовский

журналист

Самовольщина

Поделиться
Без названия


  Сергей Копышко
newsko.ru

Пермская мэрия добилась судебного решения о признании самовольной пристройки к дому по ул. Ленина, 11, в котором расположена дизайн-студия «Театро». Её владелец — зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя бывший директор ОАО «Перм­алко» Олег Савченко — обязан снести «самострой», а также вернуть муниципалитету занимаемый объектом земельный участок площадью около 7,5 тыс. кв. м. Как выяснилось, правом использования этого участка обладает Пермская городская детская клиническая больница №3.

Решение арбитражного суда о сносе «самостроя» на улице Ленина вступило в законную силу 3 декабря, после того как оно было подтверждено 17-м апелляционным арбитражным судом. У Олега Савченко остаётся возможность обжаловать вердикт в арбитражном суде Уральского округа, однако получить комментарий предпринимателя по этому вопросу не удалось. 

И. о. начальника департамента планирования и развития администрации Перми Сергей Окулов подтвердил «Новому компаньону», что городские власти намерены своими силами снести этот «самострой», если Савченко откажется выполнять решение суда.

«В этом случае снос будет осуществлён через исполнительное производство. Проведём конкурсную процедуру по выбору подрядчика, которому будет поручен демонтаж самовольной постройки. Пригласим судебных приставов. При необходимости обеспечим сохранность имущества, которое будет находиться в самовольной постройке на момент сноса», — рассказал чиновник.

В мэрии пока не называют точную дату сноса, ссылаясь на то, что «для выполнения судебного решения понадобится провести большое количество мероприятий». Очевидно, в запасе у Олега Савченко и арендатора пристройки — ООО «Театро-декор» — есть ещё несколько месяцев, в течение которых можно попытаться добиться пересмотра решения суда.

Судебный иск о сносе «самостроя» по ул. Ленина, 11 оказался одним из немногих аналогичных дел, которые мэрии удалось выиграть в этом году. Юридически позиции Савченко оказались слишком уязвимы.

«Самострой» «вырос» в буквальном смысле слова из ничего: в 2006 году предприниматель приобрёл четыре квартиры на первом этаже дома по ул. Ленина, 11, к которым было пристроено что-то вроде деревянного сарая. После реконструкции эта недвижимость превратилась в офис высокого класса, вполне подходящий для того, чтобы сдать его в аренду компании, торгующей элитными декоративными материалами и мебелью.

Проблемы у Олега Савченко возникли не только в связи с отсутствием разрешения на реконструкцию или строительство, но и из-за того, что дом по ул. Ленина, 11 числится в перечне памятников архитектуры. Как следствие, последние три года предпринимателю приходилось отбивать «атаки» краевого центра охраны памятников, ещё в 2007 году заявившего о том, что затеянная реконструкция этого исторического здания незаконна.

Большинство других историй с пермскими «самостроями» заканчиваются иначе. Владельцам удаётся их легализовать, добившись судебных решений о признании права собственности на возведённые постройки.

«Застройщики пользуются юридической лазейкой, позволяющей в некоторых случаях сначала построить объект, а уже потом заниматься его легализацией, — описал сложившуюся практику Сергей Окулов. — При рассмотрении дел о признании права собственности на самовольно возведённые со­оружения суды исходят из того, что самовольная постройка может быть узаконена, если она, во-первых, безопасна, а во-вторых, её собственник предпринимал действия по получению разрешения на строительство, но по каким-то причинам его не получил. Мы иногда сталкиваемся с тем, что застройщики обращаются за разрешением уже после того, как против них подан судебный иск о сносе самовольной постройки».

Именно через суд в 2007 году было легализовано строительство торгового центра на Большевистской, 109а. Таким же образом краевое управление ГИБДД в этом году добилось признания законной постройки ангара у себя во дворе. Мэрия настаивала на сносе этого сооружения, но решения судов всех инстанций оказались не в её пользу.

К отдельной категории можно отнести дела о «самостроях», косвенными виновниками появления которых стали сами городские власти. Типичный пример — торговый центр, возводимый предпринимателем Алексеем Старожуком на ул. Революции, 5а, о судах по сносу которого сообщали, кажется, все без исключения пермские СМИ. Первоначально строительство этого торгового центра велось на основании выданного мэрией разрешения, и как раз это обстоятельство делает перспективы судебных процессов по сносу ставшего самостроем объекта проблематичными.

Ещё один пример из той же серии — незавершённое строительство на перекрёстке улиц Пушкина и Газеты «Звезда». В 2007 году департамент планирования и развития администрации Перми выдал Валерию Япарову разрешение на возведение 10-этажной пристройки к двухэтажной бане. В 2008-м последовал протест прокурора, после которого разрешение на строительство было сначала аннулировано, потом возобновлено и снова аннулировано. Результатом чехарды с разрешениями стало то, что предприниматель стройку прекратил, но юридические основания для её сноса пока отсутствуют. По словам Сергея Окулова, в апреле 2010 года было вынесено судебное решение, обязывающее застройщика снести этот объект, но уже в июне краевой суд это решение отменил и направил дело на новое рассмотрение. В сентябре в суд по сносу незавершённого строительства обращалась прокуратура, однако ей также было отказано.

На рассмотрении арбитражных судов различных инстанций находится как минимум четыре инициированных различными структурными подразделениями администрации Перми иска о признании построек самовольными и их сносе. Мэрия настаивает на сносе принадлежащей ООО «Фаворит» газораспределительной станции на шоссе Космонавтов, 399г; используемого в качестве гостиницы двухэтажного дома по ул. 3-я Южная, 30 (ИП Рахимов); недостроенного одноэтажного дома по ул. Луначарского, 83 (ИП Вдовин), принадлежащих нескольким предпринимателям торговых павильонов на ул. Крисанова, 19.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться