Пермские боги в полном составе

Поделиться

  newsko.ru

Автором сборника является,   пожалуй, самый известный и компетентный в этой теме специалист — искусствовед Ольга Власова. Она проработала в Пермской государственной художественной галерее больше 40 лет, в том числе только этим каталогом занималась   более 10 лет. Сотни публикаций, кандидатская диссертация, и вот итог, по сути, жизни — полный каталог пермских деревянных богов. Книгу открывает обширная вступительная статья «История храмовой скульптуры Прикамья» — пожалуй, лучшая из написанных когда-либо на эту тему.

Значимость этого труда огромна для всех, кто «в теме»: от коллекционеров до галерейщиков, от студентов до учёных. Дело в том, что в экспозиции ПГХГ находится только 1/7 имеющихся объектов, правда, лучшая её часть. Но 6/7 до сего момента были «подводной частью айсберга», и никто не знал — что там, «в закромах». В святая святых галереи мало кого допускали, а издававшиеся ранее альбомы по пермской деревянной скульптуре «жажды» не утоляли: полнота информации — вещь в науке принципиальная.

Знаменательно, что каталог издан на личные средства Ольги Власовой. Более того, это деньги, отложенные с пенсии. На них и был осуществлён самый масштабный и значимый культурный проект нашего времени. К городским и краевым властям Ольга Михайловна даже не обращалась. Почему? Потому что прекрасно понимает содержание и текущую политику местных культурных властей: деньги — только «нашим», то есть их людям. Финансирование получает не талантливое произведение и не значимый для региона проект. Главный фактор — присяга на верность «новому культурному режиму». Ольга Власова бесконечно далека от всего этого, а значит, платит из своего кармана за вещи, которые больше нужны региону, чем ей. Сама-то она всё про пермскую деревянную скульптуру уже знает.

К слову, если бы захотели, каталог давно бы издали. Уже три года рукопись лежит в московском издательстве «Художник и книга», а первый вариант был готов чуть ли не 10 лет назад.

Отчего же Ольга Власова решила издать рукопись именно сейчас? Ведь она столько лет лежала,   пара-тройка лет ничего бы не изменили. «Могут уйти», — лаконично ответил за жену искусствовед Александр Доминяк.

Толковать это можно по-разному. Но, согласитесь, вероятность того, что кто-то, уезжая, может прихватить с собой ангелочка-другого — в качестве «компенсации» за тяжёлые условия труда на пермской культурной ниве, существует. Мерзко? Да. Но с современными искусствоведами жить — соответствующе мыслить.

Два тома в мягкой обложке тиражом 500 экземпляров снабжены охранными «амулетами» в виде научного редактора, доктора искусствоведения А. В. Рындина из Москвы, а также научных консультантов и рецензентов, кандидатов наук из Санкт-Петербурга, Москвы и Перми. Кроме того, в книге приведена обширная библиография и перечень выставок, в которых участвовала коллекция пермской деревянной скульптуры из собрания ПГХГ.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться