Орёл, в «девичестве» Кергедан

Поделиться

  newsko.ru

Память места существует, и поделать с этим ничего нельзя. Возьмём поселок Орёл Усольского района: когда-то он был центром особого Орловского уезда и являлся не последней спицей в колесе строгановских вотчин, а в советское время превратился в рабочий посёлок.   Но стоило подуть ветру перемен, как древний Орёл-городок, где до сих пор стоят избы XVIII века, встрепенулся и стал активно застраиваться красно-кирпичными замками. 

Одна из новоявленных дачниц рассказывает: «Огород стали копать, так чего там только не нашли: и шпагу, и монеты, и какие-то изразцы. Дом мы купили в начале 1990-х у сильно пьющих и опустившихся людей. Они — потомки тех, кто жил в этом доме на протяжении чуть ли не двух веков. Когда-то это была зажиточная семья».  

Раскопки археологов подтверждают: в древнем Орле люди жили богаче, чем в других местах по соседству.

Самые крупные раскопки здесь проводились с 1952 по 1954 год, перед затоплением местности из-за строительства Камской ГЭС. Работы вёл только-только окончивший университет Владимир Оборин, ставший сразу по окончании этих работ очень авторитетным и влиятельным археологом — было найдено огромное количество важных находок. Коллекция насчитывает   60 тыс. предметов: до настоящего времени никакой прикамский средневековый город   не исследован тщательнее, чем Орёл-городок.

Из-за Камского водохранилища от «старого» Орла остался лишь небольшой островок, уходящий под воду весной и осенью. Там, где это поселение находится сейчас, Орёл стоит «всего» с 1706 года. Жители переселились сюда из-за Камы, которая, изменив русло, стала затапливать старый город. Как ни укрепляли берег деревянным частоколом, всё было бесполезно.

«Новый» Орёл археолог Андрей Мельничук стал исследовать с 1993 года и тоже нашёл много интересного. В числе прочего, например, средневековую чугунную монету (эквивалент мешка чая) и фрагмент бумаги с китайскими иероглифами, наклеенный на кору. Откуда это могло взяться в далёком уральском поселке? Загадка.

Другая волнующая учёных орлинская загадка — имя автора средневековой рукописи «Статир», которая была написана в Орле в 1683-1884 годах. По сути, автор этих поучений был российским Фомой Аквинским или даже Франческо Петраркой: 1600-страничная рукопись, написанная на голландской бумаге с водяными знаками, для своего времени была прорывной. Её содержание, по сути, можно назвать гуманистическим: её автор за 150 лет до Пушкина «милость к падшим призывал» и говорил о достоинстве. В отличие от трудов итальянских философов, эта рукопись никогда не была опубликована — все эти века она лежала в архиве, где её могли видеть лишь редкие исследователи.  

К тому же времени — 1666-1682 годам — относится появление ещё одной средневековой рукописи, которую учёные ценят очень высоко и даже называют первым российским романом — «Повесть о Савве Грудцыне», также написанная анонимным автором. Половина действия происходит в пермском Орле, другая — в Казани, Москве и т. д. За век до Гёте автор описывает продажу душу дьяволу молодым купцом и что из этого получилось.

Впрочем, пермский историк Е. Н. Шумилов считает, что автор в Орле-городке никогда не бывал. Тогда почему именно это место выбрано для завязки и кульминации сюжета? Загадка. А вдруг автор «Повести о Савве Грудцыне» и «Статира» — одно и то же лицо?

Ещё один таинственный пункт в истории Орла — был ли здесь Ермак? Причём ответ на этот вопрос историки считают ключом ко многим другим.

В начале XX века историк Дмитриев нашёл ссылку другого пермского историка Голубцова на то, что «в конце XIX века во дворце Строгановых в Петербурге хранилась литая затинная пищаль с надписью славянской вязью: «В граде Кергедане на реке Каме дарю я Максим Яковлев сын Строганов атаману Ермаку лета 7090» (1582 год)». Но когда в середине прошлого века другой пермский историк Введенский решил изучить эти вещественные доказательства, то оказалось, что пищаль таинственно пропала: не нашли её ни в доме-музее Строгановых, ни в Государственном артиллерийском музее. При этом в словах Голубцова ни у кого сомнений нет.

В Орле решили всё же, что Ермак у них был, и, чтобы никто не сомневался, ещё в 1980-е поставили на берегу Камы стелу в память о том, что покорение Сибири началось именно отсюда. Рядом с символично изображёнными щитами и копьями любят полежать местные собаки.

Где Ермак, там и клад, вернее, легенды о его наличии. Якобы рядом с Орлом-городком Ермак   зарыл клад, чтобы в Сибирь с собой не тащить, и знающие люди знают даже, где именно: либо в близлежащих озёрах, либо в пещерах.

Впрочем, настоящее богатство Орла-городка находится на самом виду — это церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Она построена в 1735 году «иждивением» Николая Строганова и является одной из самых старых церквей в Пермском крае, хотя правильнее будет сказать — одной из самых намоленных. Считается, что она никогда не закрывалась, но это не так. Как и практически все храмы Пермского края, эта церковь была ликвидирована, однако в 1944 году заработала вновь.

Конечно, в 1920-е церковь Похвалы Пресвятой Богородицы очень сильно «осмотрел» знаменитый собиратель коллекции деревянных скульптур Николай Серебренников. «Шесть возов икон с серебряными окладами, все в камнях, увезли неизвестно куда, и больше их никто не видел», — такая вот память об этом его визите до сих пор сохранилась в Орле.

Груз, увезённый Серебренниковым, сейчас находится известно где — в Пермской государственной художественной галерее. Небольшая часть — в экспозиции, а остальное — в необъятных запасниках.

Из тех, что остались, наиболее почитаемой иконой этой церкви была Иверская икона Божьей Матери. Когда отбирали иконы для галереи, эта не представляла особой ценности, но в середине 2000-х годов всё изменилось. Вокруг неё разгорелся настоящий скандал — Пермская епархия решила эту икону перенести в другое место, а прихожане и настоятель храма   были против.

«Если эта икона покинет Орёл, то настанет для его жителей «пора испытаний», — говорили они. Под маркой «реставрации» икона всё же была вывезена, а протоиерея переместили в отдалённый храм — наказали за точку зрения, отличную от той, что была выше «по вертикали». Так непреклонно решались церковные дела при епископе Пермском и Соликамском Иринархе.

Настала ли после этого в Орле пора испытаний? Будем честны — она никогда и не заканчивалась. Во все века здесь жили трудно.

Когда-то Орёл поднялся на соляных варницах, но пришло время, и они иссякли. Был период, когда здесь был, по сути, центр производства строительных материалов — считается, что в Орле работали люди, приехавшие из Москвы. Они изготавливали очень дорогие для того времени изразцы, а также черепицу и кирпич.

Когда-то славился Орёл своими лоцманами, а также бурлаками — было это во времена «железных караванов».

Самый главный герой Орла советского времени — это капитан Пирожков, воевавший в Гражданскую войну. Он ослеп после одного из речных боёв. Позже его именем была названа одна из главных улиц посёлка и буксирный катер. «Суда при следовании мимо Орла давали приветственный гудок в честь героя-капитана», — написано в интернете.

Сейчас уже никто не салютует капитану. Суда идут, но всё больше мимо Орла: Орлинский сплавной рейд, работавший с 1930-х, давно закрылся. Связь времён, которая существовала ещё в середине прошлого века, когда Орёл был местом, где готовили рабочих для Камского речного пароходства и производились баржи озёрного типа, почти прервалась.

Берег Камы у Орла сегодня — это ржавые бакены, старый катер и несколько лодок. Что-то новые русские, живущие здесь, не спешат обзаводиться яхтами. Да и селятся они не у реки, а ближе к лесу.

Ещё одна слава, оставшаяся в прошлом, — местная морковь. Орлинцев даже называли «морковниками». Сочный корнеплод, как правильный треугольник, выращивали до затопления Камского водохранилища на том месте, где был старый город. Ко всему прочему эту морковь сушили и заваривали как чай.  

«В городке-Орле на Каме быстро прозвища дают, я морковь совсем не ела, а морковницей зовут», — закрепила народная память это название в частушке.

Весь XX век бизнес Орла был сосредоточен на лесе и его переработке. Когда-то гремела Орлинская лыжная фабрика, которая раньше называлась «Красный Урал», а позже — АО «Верхнекамская фабрика «Спорт». Рассказывают, как его директор, узнав на годовом собрании акционеров, что контрольный пакет акций предприятия был скуплен   за его спиной молодцами в костюмах от Brioni, подошёл к сцене и умер от сердечного приступа. В другой интерпретации он умер от потрясения, но значительно позже. В третьей — совсем даже жив. Правда заключается в том, что Орёл сегодня, как и три века назад, — далёкая планета, и никто достоверно не знает, что же там происходит.

Туризм здесь, может, и хотели бы развивать, но остановиться в Орле негде, да и поесть тоже. Всех развлечений — купить в киоске у остановки вкуснейший хлеб да запивать его местным пивом, глядя на прекрасную Каму.

Из достопримечательностей — избы начала XVIII века да уже упомянутая церковь. Наибольшую искусствоведческую ценность в ней представляет один из иконостасов, который, как пишут специалисты, выполнен «в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, подтверждением чего могут служить иконы царского изографа
 И. Максимова».

Об этом же написано в «Пермских епархиальных ведомостях» за 1876 год: «Церковь эта сама по себе не отличается ни древностию, ни изяществом архитектуры, но замечательна по древности и превосходной резьбе своих иконостасов, которые, по всей вероятности, перенесены в настоящую церковь из прежде бывших деревянных церквей».  

Верующие же очень любят эту церковь совсем за другое. Рассказывают, что священник Михаил Садков обязательно спрашивает тех, кто крестится: не совершал ли тот сделки с дьяволом, и ждёт ответ. Вдруг кто покается: грешен, батюшка, я, как и Савва Грудцын, живший здесь более трёх веков назад, продал ему душу...

Недавно, в конце прошлого года, в Орле появился ещё один объект, потенциально интересный для туристов — возле церкви установили памятный знак о том, что здесь был написан «Статир». Правда, саму книгу о том, как исследовался этот литературный памятник, в Орле купить нельзя — за этим нужно ехать в Усольскую межпоселенческую библиотеку или же в Пермь, в издательство «Раритет-Пермь».

Да и ладно — съездим. Главное, что есть движение в правильную сторону. Как говорится, ожидаем улучшения. По крайней мере, о «Статире» теперь знают не одни лишь учёные, а об Орле — не только его жители да историки.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться