Он улетел, но обещал вернуться
Прошёл V фестиваль моноспектаклей «МОНОfest»
Говоря о фестивалях, принято о каждом следующем утверждать, что он был круче предыдущего. В истории с «Монофестом-2018» такое утверждение — чистая правда. Пользуясь первым небольшим юбилеем, организаторы фестиваля Нина Соловей и Сергей Баракин включили в программу на треть больше спектаклей, чем год назад, — 12 вместо девяти. Процент сильных работ от этого не увеличился, но абсолютное число выросло — пропорционально.
Несмотря на многочисленные трудности (так, приезд очень интересного французского спектакля пришлось отменить из-за отсутствия подходящей площадки), «Монофест-2018» подарил зрителям массу впечатлений, часть из которых претендуют на статус незабываемых.
Фестиваль проходит в формате конкурса, и тут необходимо вспомнить ещё один обязательный штамп: «жюри было очень сложно определить, какой спектакль лучший», который на сей раз не вполне соответствует реальности: так удачно получилось, что в программе было три спектакля, очевидно превосходящих прочие, и — вот совпадение! — основных призов на фестивале тоже три: «Лучший актёр», «Лучший режиссёр», «Лучший спектакль». Три призёра выделились сразу, тут споров не было. А вот какой именно приз какому спектаклю присудить — тут пришлось поспорить...
Лучшим спектаклем фестиваля в результате дискуссий в жюри стала постановка режиссёра Александра Ряписова и актрисы Натальи Кузнецовой из творческого объединения Granart (Нижний Новгород) «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» по пьесе Олега Михайлова.
Ну, вы помните эту «домомучительницу», которая мечтала попасть в телевизор. Вот она и попала! Бывшая фрекен Бок, теперь уже фру Йенсен, в телевизионной студии рассказывает о своей жизни. Где-то за кадром предполагается присутствие руководителя студии Сванте Свантессона, более известного читающей публике под детской кличкой Малыш. Помнят читатели сказки Астрид Линдгрен и сестру «домомучительницы» Фриду, которой фрекен Бок так завидовала...
А теперь фру Йенсен расскажет вам, как всё было на самом деле. Забудьте манерную тётку из любимого мультика. Подлинная фрекен Бок — деревенская женщина, которая вместе с ХХ веком прожила две мировые войны, причуды карательной психиатрии, преследование евреев, принудительную стерилизацию «неполноценных»... Но это совсем не страшный спектакль. Это спектакль-перевёртыш, где комическая нелепость становится причиной трагедии, а жизненная драма разрешается счастливым событием. Кстати, телестудия — это, оказывается, совсем не телестудия.
И да, Карлсон обязательно прилетит.
«Подлинная история фрекен Бок» — отличное доказательство того, что хорошая пьеса — половина успеха спектакля, недаром председатель жюри фестиваля, театральный критик из Челябинска Владимир Спешков сказал на церемонии награждения, что драматург Олег Михайлов — полноправный призёр фестиваля вместе с режиссёром и актрисой.
Приз за лучшую актёрскую работу достался артисту Театра Наций (Москва) Георгию Иобадзе — автору и исполнителю спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» по повести Нодара Думбадзе, которую он ещё и сам инсценировал. Этот абсолютно авторский спектакль появился в программе фестиваля первым — это была вообще первая заявка, присланная арт-директору Нине Соловей. Просмотрев видео, Нина поняла: у неё есть фестиваль! Ведь фестиваль в переводе «праздник»; не было бы Георгия Иобадзе с его работой — не было бы и праздника. При всех достоинствах прочих конкурсных работ, лишь «Я, бабушка, Илико и Илларион» подарили зрителям ощущение истинного счастья. Подвижный, экспрессивный, очень пластичный актёр работает в пустом «чёрном кабинете», который он наполняет Грузией с её горами, виноградниками, вкусной едой и прекрасными людьми. Всё это сделано стильно и с удивительным чувством меры — без переборов, без кривляний, без крена в сторону анекдота, что так и просится, когда речь идёт о национальном материале.
Приз за лучшую режиссуру получил Роман Каганович из «Театра НеНормативной пластики» (Санкт-Петербург), обладатель Гран-при I «Монофеста» за инсценировку «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. На сей раз он привёз спектакль по пьесе австрийского драматурга Феликса Миттерера «Сибирь».
«Сибирь» завершала показы третьего дня фестиваля, который открывала «Фрекен Бок», и эти два спектакля как-то удивительно срифмовались. В «Сибири» тоже речь идёт о старом человеке, судьбу которого определил неласковый ХХ век. Давным-давно в качестве военнопленного он оказался в Сибири, в настоящем концлагере... Но дом престарелых, куда его определили в конце жизни собственные дети, ещё хуже. Ведь тогда, в молодости, он был силён и самостоятелен, а сейчас, со сломанным бедром, он беспомощен... Но он пытается бороться!
Что толку? Нельзя заставить полюбить, нельзя принудить о ком-то заботиться. Даже президент — если, конечно, до него дойдут ваши жалобы — бессилен оживить то, что никогда не было живым.
«Сибирь», конечно, режиссёрский спектакль, мастерски поставленный. Но нельзя было не оценить и выдающуюся работу актёра Сергея Азеева, который получил специальный приз жюри с формулировкой «За трагическую экспрессию».
Ещё один специальный приз жюри присудило художнице Александре Дашевской — за сценическое оформление детского спектакля «Андерсен. В поисках сказки». Представители «Творческого объединения 9» (Москва) явно рассчитывали на более серьёзные призы, но их инсценировка трёх сказок Андерсена грешит большим количеством драматургических просчётов, а вот сценография — броская, изобретательная — была вне конкуренции. Три сказки — три способа визуального решения: «живая» антикварная посуда в «Принцессе на горошине»; старые сломанные игрушки в «Женихе и невесте», где герои — тоже старые игрушки; рисованная анимация в «Лесном холме», где речь идёт о мире духов.
Самые большие споры вызвал авторский спектакль Антона Мозгалёва «Фауст. Ритуал», показанный на открытии фестиваля. Артист Drama & Physical Theatre (Москва) поставил пластический спектакль по мотивам «Фауста» Гёте, используя средства современной музыки и хореографии, но литература, увы, пока не является его козырным средством, а без неё в истории Фауста как-то стали пропадать смыслы... Тем не менее публика, очарованная визуальным решением спектакля, присудила Антону свой приз зрительских симпатий. Ещё один такой приз получил артист из Вологды Александр Сергеенко, исполнитель «Школы для дураков» по повести Саши Соколова, поставленной режиссёром Яковом Рубиным.
Кстати, о публике. Она произвела весьма сильное впечатление на иногородних членов жюри. Преданные зрители, которые посетили все 12 спектаклей и каждый вечер принимали участие в их обсуждении, — подлинный пермский феномен.
Впрочем, открытые обсуждения спектаклей, которые бывают далеко не на каждом конкурсе, — тоже феномен. Здесь солировала Владислава Куприна, завлит Московского ТЮЗа, которая каждый спектакль разбирала тщательнейшим образом и очень строго. Благодаря ироничному, склонному к философии председателю Владимиру Спешкову на обсуждениях царила непринуждённая, свойская атмосфера. Ещё один «судья» — артист из Санкт-Петербурга Александр Лушин, лауреат III «Монофеста», говорил немного и ёмко, зато на закрытии фестиваля показал небольшой мастер-класс: его «Хороший концерт», где Лушин поёт, а его друг и коллега Пётр Розломий играет на синтезаторе, посвящён самым простым вещам — отдыху, телевидению, рыбалке, здоровому образу жизни... И, конечно, любви. Все песни Лушина (а он сам их сочиняет) — ироничные, добрые и вполне подходят для танцевальной вечеринки.
Танцевать, правда, никто не стал, предпочли продолжить общение в неформальной обстановке. Редкий случай: самых преданных зрителей пригласили на фуршет по случаю завершения фестиваля, который пролетел за четыре дня — и улетел... Но обещал вернуться через год, если, конечно, будет на то воля Министерства культуры Пермского края.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.